Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г.

Александр Викторович Чудинов

Аннотация


При всем изобилии произведений фольклора о войне 1812 г. они чаще всего не ассоциируются с реальными историческими событиями. Неизвестные авторы народных песен, рассказов и легенд описывали нашествие Наполеона при помощи тех же самых образов и слов, которые использовались для описания войн давних времен. Но есть один топос, который может показаться исключением из этого правила – превращение французами православных храмов в конюшни. Описание французских солдат, вводящих своих лошадей в церкви, является одной из самых популярных тем в российском фольклоре о войне 1812 г. Есть много достоверных свидетельств того, что французы действительно делали это. Однако автор статьи доказывает, что данный сюжет представляет не прямое отражение действительности фольклором, но совпадение ренальных событий и устной традиции. Авторы произведений народного творчества выстраивали образ французов согласно давнему образцу иноземного врага, приписывая им все его особенности, включая враждебность к христианским святыням. Одним из проявлений такого традиционного кощунства архетипичного врага было введение лошадей в православные церкви. Хотя в действительности французы размещали лошадей в церквях только из практической потребности, это примечательное совпадение их поведения с традиционным поведением врага было принято российскими простыми людьми как доказательство религиозного характера этой войны вообще.

Ключевые слова


Отечественная война 1812 г.; фольклор; топос; архетип; крестьянская культура; образ врага.

Полный текст:

Без имени

Литература


Былины / сост. Ф. М. Селиванов. М., 1988. [Byliny / sost. F. M. Selivanov. M., 1988].

Исторические песни / под ред. С. Азбелева. М., 2001. [Istoricheskie pesni / pod red. S. Azbeleva. M., 2001].

Исторические песни XIX века. Л., 1973. [Istoricheskie pesni XIX veka. L., 1973].

Ла Флиз де. Поход Наполеона в Россию в 1812 г. М., 2003. [La Fliz de. Pokhod Napoleona v Rossiyu v 1812 g. M., 2003].

Письма 1812 года М. А. Волковой к В. А. Ланской // Записки очевидца : воспоминания, дневники, письма. М., 1990. С. 277–323. [Pis'ma 1812 goda M. A. Volkovoj k V. A. Lanskoj // Zapiski ochevidtsa : vospominaniya, dnevniki, pis'ma. M., 1990. S. 277–323].

Ростопчин Ф. В. Ох, французы! М., 1992. [Rostopchin F. V. Okh, frantsuzy! M., 1992].

Соколова В. К. Русские исторические предания. М., 1970. [Sokolova V. K. Russkie istoricheskie predaniya. M., 1970].

Стендаль. Собрание сочинений : в 15 т. Т. 15. М., 1959. [Stendal'. Sobranie sochinenij : v 15 t. T. 15. M., 1959].

Чудинов А. В. С кем воевал русский мужик в 1812 году? Образ врага в массовом сознании // Французский ежегодник 2012 : 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. М., 2012. С. 336–365. [Chudinov A. V. S kem voeval russkij muzhik v 1812 godu? Obraz vraga v massovom soznanii // Frantsuzskij ezhegodnik 2012 : 200-letnij yubilej Oteche-stvennoj vojny 1812 goda. M., 2012. S. 336–365].

Petiteau N. Guerriers du Premier Empire. Experience et memoires. P., 2011.

Surugue A. Léttres sur l’incendie de Moscou, écrites de cette ville, au R. P. Bouvet, de la compagnie de Iésus, par l’abbé Surrugues, témoin oculaire, et curé de l’Église de Saint-Louis, à Moscou. P., 1823.

Tchoudinov A. L’archétype de l’ennemi étranger dans l’imaginaire folklorique de la Russie au début du XIX siècle // L’Ennemi en regard(s). Images, usages et interpretations dans l’histoire et la literature. Bern, 2012a. P. 93–113.

Tchoudinov A. L’image de la guerre de 1812 dans le folklore russe // 1812, la campagne de Russie. Histoire et postéritiés. P., 2012b.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.