«Квартет для четырех саксофонов» А. Глазунова: к проблеме традиций и обновления

Антонина Михайловна Понькина

Аннотация


В статье в аспекте соотношения традиционного и обновленного рассматривается одно из первых произведений для академического ансамбля саксофонов. Целью данной статьи стал анализ сочинения в различных ракурсах: с позиции выявления особенностей композиторского стиля и определения взаимодействий принципов и тенденций музыкального искусства различных исторических периодов. Достижение поставленной цели стало возможным благодаря системному подходу и принципу историзма. Выбор материала обусловлен особым положением Квартета как в репертуаре для саксофона, так и в эволюции жанра. Основными литературными источниками стали архивные данные, касающиеся творчества А. Глазунова, и труды, посвященные анализу музыкальных произведений. На основе текстологического разбора удалось выявить сложные переплетения различных процессов музыкального искусства начала ХХ столетия: влияние внеевропейских музыкальных культур, новые принципы интонационного развития, возвращение к истокам (возрождение старинных форм и жанров), использование традиционных трактовок и одновременно обновление жанра. Главным фактором обновления становится состав инструментального ансамбля — разнотесситурный квартет саксофонов. Таким образом, в специфике звучания «Квартета для четырех саксофонов» композитор выделил общие моменты с группой струнных инструментов и в то же время подчеркнул своеобразие тембра нового для европейской музыки инструмента, что в свою очередь повлекло за собой изменение как в образной сфере, так и в структуре цикла и трактовке жанра.

Ключевые слова


саксофон; А. Глазунов; квартет; традиции; обновление; квартет для четырех саксофонов; ансамбль; ансамбль саксофонов; исполнительство на саксофоне.

Полный текст:

Без имени

Литература


Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное. М. : Гос. муз. изд-во, 1958.

Глазунов А. К. Музыкальное наследие. Исследования, материалы, публикации, письма : в 2 т. Л. : Музгиз, 1959–1960.

Протопопов Вл. В. Очерки из истории инструментальных форм XVI — начала XIX века. М. : Музыка, 1979.

Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма. М. : Музыка, 1974.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.