«Квартет для четырех саксофонов» А. Глазунова: к проблеме традиций и обновления

Antonina Mikhajlovna Ponkina

Аннотация


В статье в аспекте соотношения традиционного и обновленного рассматривается одно из первых произведений для академического ансамбля саксофонов. Целью данной статьи стал анализ сочинения в различных ракурсах: с позиции выявления особенностей композиторского стиля и определения взаимодействий принципов и тенденций музыкального искусства различных исторических периодов. Достижение поставленной цели стало возможным благодаря системному подходу и принципу историзма. Выбор материала обусловлен особым положением Квартета как в репертуаре для саксофона, так и в эволюции жанра. Основными литературными источниками стали архивные данные, касающиеся творчества А. Глазунова, и труды, посвященные анализу музыкальных произведений. На основе текстологического разбора удалось выявить сложные переплетения различных процессов музыкального искусства начала ХХ столетия: влияние внеевропейских музыкальных культур, новые принципы интонационного развития, возвращение к истокам (возрождение старинных форм и жанров), использование традиционных трактовок и одновременно обновление жанра. Главным фактором обновления становится состав инструментального ансамбля — разнотесситурный квартет саксофонов. Таким образом, в специфике звучания «Квартета для четырех саксофонов» композитор выделил общие моменты с группой струнных инструментов и в то же время подчеркнул своеобразие тембра нового для европейской музыки инструмента, что в свою очередь повлекло за собой изменение как в образной сфере, так и в структуре цикла и трактовке жанра.

Ключевые слова


саксофон; А. Глазунов; квартет; традиции; обновление; квартет для четырех саксофонов; ансамбль; ансамбль саксофонов; исполнительство на саксофоне.

Полный текст:

PDF

Литература


Glazunov, A. K. (1958). Pis’ma, stat’i, vospominanija. Izbrannoe [Letters, Articles, Memoirs. Selected Works]. Moscow: State Musical Publishing House. (In Russian)

Glazunov, A. K. (1959–1960). Muzykal’noe nasledie. Issledovanija, materialy, publikacii, pis’ma [Musical Heritage. Studies, Materials, Publications, Letters] (Vols. 1–2). Leningrad: Muzgiz. (In Russian)

Protopopov, Vl. V. (1979). Ocherki iz istorii instrumental’nyh form XVI — nachala XIX veka [Essays on the History of Instrumental Forms of the 16th — Early 19th Centuries]. Moscow: Music. (In Russian)

Tjulin, Ju. N. (1974). Muzykal’naja forma [Musical Form]. Moscow: Music. (In Russian)




DOI: https://doi.org/10.15826/izv2.2016.18.3.059

Метрки статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




© (website) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

Адрес редакции: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, 51. «Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки»

E-mail: izvestia.2@yandex.ru