2024-03-28T12:51:34Z
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/oai
oai:journals.urfu.ru:article/2803
2019-10-14T09:56:45Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2803
2019-10-14T09:56:45Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 19, № 4(169); 231-240
Атрибуция произведений русских камнерезных фабрик: предмет, эскиз и проблема авторства в контексте кросс-культурного обмена
FineArt
Budrina, Liudmila Alekseevna; Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия
Вилла И Тати — Центр изучения итальянского Ренессанса Гарвардского университета, Флоренция, Италия
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2803
камнерезное искусство; Колыванская шлифовальная фабрика; Малахитовая фабрика Демидовых; кросс-культурные связи; проблема авторства.
The article covers the results of research undertaken within the grant programme “Profession culture” (Ministry of Culture and Communication of France and the National Institute of Art History, Paris), “Researcher Links” (the British Council and the Victo
Статья посвящена одному из наиболее актуальных вопросов изучения декоративно-прикладного искусства XIX в. — проблеме атрибуции авторства в условиях заимствований и трансфера вкуса на фоне активных кросс-культурных контактов, космополитичного искусства периода неостилей и становления промышленного воспроизведения предметов декора, опирающегося на принцип тиражирования образца. В рамках исследования рассматривается конкретный источник заимствований — гравированный альбом рисунков Леона Фёшера «L’art industriel» (1839) — и интерпретации трех образцов из этого увража отечественными мастерами камнерезного искусства середины — второй половины XIX в. Сопоставляется подход к оригиналу в работах собственной Малахитовой фабрики Демидовых (1847–1851) и в произведениях императорской Колыванской шлифовальной фабрики, выполненных в 1870-х гг. по проектам Ивана Александровича Злобина. Предметный ряд исследования составляют произведения из Королевской коллекции Великобритании (в статье впервые приводятся сведения о хранении в этом собрании двух работ русских камнерезных предприятий), из собрания Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана РАН (Москва) и ратуши г. Парижа, его дополняют источники из библиотеки Национального института истории искусств (Париж, фонд Дусе) и документы Министерства императорского двора из Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург). Анализируя предметный ряд и сопоставляя его с графическими прототипами, автор приходит к выводу о необходимости дополнения существующей авторской атрибуции камнерезных работ данными о первоисточнике. На конкретных примерах в статье доказывается несостоятельность узконационального подхода к истории русского камнерезного искусства и необходимость ее изучения в европейском контексте.
oai:journals.urfu.ru:article/3236
2019-10-14T09:56:43Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3236
2019-10-14T09:56:43Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 2(175); 230-238
Алексей Ларин: хоровое творчество 2000-х гг. (эстетика и музыкально-выразительные средства)
FineArt
Sokolnikova, Elena Yurievna; Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3236
стиль композитора; хоровая музыка; содержание; хоровой жанр; музыкальная форма; тембр; фактура; музыкальное пространство.
Статья посвящена вопросам музыкального языка композитора, средствам воплощения содержания, характерным для некоторых сочинений композитора. В хоровых опусах намечены стилевые признаки, отличающие их от произведений для иных составов исполнителей и сочинений других композиторов-современников.Для индивидуально-авторского стиля характерны наиболее устойчивые свойства, которые начинают складываться в начале творчества и сохраняются позже. Признаки музыкального стиля А. Ларина, намеченные и изменявшиеся в 1980–1990-е гг., в последнее время обновляются. В 2000-е гг. композитор продолжает работать в хоровых жанрах, созданных ранее (кантата, хоровой цикл, хоры, хоровые обработки народных песен). Продолжают развиваться жанры, основанные на синтезе литературы и музыки (кантата-палиндром). В настоящее время появляются разновидности, где жанровые признаки, свойственные предшествующим сочинениям, приобретают иной характер («концерт в лицах» или «кастинг»). Наиболее устойчивым остается применение первоисточников (чаще русских, реже зарубежных фольклорных песен). Музыкальный язык хоровых произведений А. Ларина выделяется преобладанием фактуры и тембра, распределяющих мелодию и гармонию, ритм и звуковые параметры (такие, как акцентуация и динамика). Методология исследования основана на применении герменевтического и структурно-системного подходов в сочетании с семиотическим. При работе учитывались труды филологов (В. В. Виноградова, Б. Житомирского, Д. С. Лихачева, Н. Фатеевой), музыковедов (Н. С. Гуляницкой, Ю. Н. Тюлина, С. Скребковой-Филатовой и др.). Важную роль играет и «слово композитора», которое помогает понять сущность проблемы.Статья может быть полезна музыковедам, дирижерам хоровых коллективов, педагогам и тем, кто интересуется как творчеством композитора, так и современным искусством.
oai:journals.urfu.ru:article/11
2018-01-15T18:29:52Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/11
2018-01-15T18:29:52Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 13, № 1(87)
Николай Гумилев и Поль Гоген: жизнетворческий и эстетический синтез
FineArt
Гашева, Наталия Николаевна
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/11
ru
Рассматривается универсальная для культуры рубежа XIX-XX вв. тенденция к духовному и эстетическому синтезу. Использование автором контекстно-герменевтического подхода обнаруживает близость психологических типов поэта Гумилева и художника Гогена, глубинные перекрестки в семантике их жизненных стратегий и эстетических устремлений. Делается вывод о том, что искусства разных видов, но соприродного стиля демонстрируют большую близость в своих поисках, чем искусства одного вида, но разных стилей, если рассматривать стиль как ритм мышления культуры.The article studies the tendency for spiritual and aesthetic union characteristic for late 19th - early 20th century. The contextual and hermeneutical approach to the analysis reveals a similarity of Gumilev's (as a writer) and Gauguin's (as a painter) psychological types, and a profound coincidence in their life strategies semantics and aesthetic aspirations. The author concludes that arts, belonging to kindred styles show a stronger likeness in their creative search than a single art of different styles, as long as style is perceived as a rhythm of a culture's thinking.
oai:journals.urfu.ru:article/2121
2019-10-14T09:56:52Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2121
2019-10-14T09:56:52Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 18, № 3(154); 266-273
«Квартет для четырех саксофонов» А. Глазунова: к проблеме традиций и обновления
FineArt
Ponkina, Antonina Mikhajlovna; Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2121
саксофон; А. Глазунов; квартет; традиции; обновление; квартет для четырех саксофонов; ансамбль; ансамбль саксофонов; исполнительство на саксофоне.
В статье в аспекте соотношения традиционного и обновленного рассматривается одно из первых произведений для академического ансамбля саксофонов. Целью данной статьи стал анализ сочинения в различных ракурсах: с позиции выявления особенностей композиторского стиля и определения взаимодействий принципов и тенденций музыкального искусства различных исторических периодов. Достижение поставленной цели стало возможным благодаря системному подходу и принципу историзма. Выбор материала обусловлен особым положением Квартета как в репертуаре для саксофона, так и в эволюции жанра. Основными литературными источниками стали архивные данные, касающиеся творчества А. Глазунова, и труды, посвященные анализу музыкальных произведений. На основе текстологического разбора удалось выявить сложные переплетения различных процессов музыкального искусства начала ХХ столетия: влияние внеевропейских музыкальных культур, новые принципы интонационного развития, возвращение к истокам (возрождение старинных форм и жанров), использование традиционных трактовок и одновременно обновление жанра. Главным фактором обновления становится состав инструментального ансамбля — разнотесситурный квартет саксофонов. Таким образом, в специфике звучания «Квартета для четырех саксофонов» композитор выделил общие моменты с группой струнных инструментов и в то же время подчеркнул своеобразие тембра нового для европейской музыки инструмента, что в свою очередь повлекло за собой изменение как в образной сфере, так и в структуре цикла и трактовке жанра.
oai:journals.urfu.ru:article/3094
2019-10-14T09:56:44Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3094
2019-10-14T09:56:44Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 1(172); 190-197
Венецианская палитра эпохи Ренессанса: материальный аспект восприятия цвета
FineArt
Pichugina, Olga Kuzminichna; Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3094
красочные пигменты; торговля с Востоком; ультрамарин; вендеколори; смальта; экспериментаторство.
Статья посвящена рассмотрению практики взаимодействия с красочными материалами, которая обусловила богатство колорита, присущее венецианской живописи эпохи Ренессанса. Целью данной работы стало выявление традиционных направлений повседневной деятельности, сформировавших повышенный интерес венецианского общества к богатству и разнообразию цвета в искусстве. Исторические сведения о ремесленных, торговых и бытовых аспектах жизни венецианцев были получены благодаря работам известных историков и специалистов по технологии живописи Д. Бомфорда, Б. Берри, Л. Метью, Д. Янга, Ф. Меллис, М. О’Мелли. Творческие контакты венецианских живописцев с мастерами-ремесленниками активно влияли на поиск новых материалов для живописи. Значительную роль в этом процессе играло развитие венецианского красильного ремесла, а также стеклоделия. Практика повседневной работы с красками распространялась в Венеции и на сферу торговли, оказавшей воздействие на колористические предпочтения широких слоев венецианского общества. Венецианские купцы-маршаны, отправлявшиеся на восток для приобретения дорогих экзотических товаров, среди которых важное место занимали красочные материалы, и в первую очередь ультрамарин, должны были разбираться в их качестве и цветовых особенностях. Близкое знакомство с пигментами для живописи и высокая их стоимость обусловили тщательное обсуждение колористических достоинств применяемых материалов в контрактах на создание живописных произведений, что сказывалось на качестве художнической палитры. Венеция была единственным городом в Италии, где торговлей и приготовлением красок занимались не аптекари, а люди специальной профессии, так называемые вендеколори. Проведенное исследование позволило утверждать, что венецианский колоризм опирался, с одной стороны, на разнообразие видов работ с красочными материалами, с другой – на способность к экспериментаторству, свойственную выдающимся представителям венецианской художественной школы.
oai:journals.urfu.ru:article/1300
2015-06-26T12:17:38Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
oai:journals.urfu.ru:article/1931
2019-10-14T09:56:55Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1931
2019-10-14T09:56:55Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 18, № 1(148); 244-254
Екатеринодарские Высшие государственные свободные художественные мастерские в 1920–1922 гг.
FineArt
Malyasova, Galina Vladimirovna; Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1931
Свободные государственные художественные мастерские; история художественного образования; Екатеринодарские (Кубанские) Высшие государственные свободные художественные мастерские; Кубань; Екатеринодар.
В статье на основе архивных документов впервые делается попытка восстановить историю первой высшей художественной школы Кубани — Екатеринодарских (Кубанских) Высших государственных свободных художественных мастерских — как части общегосударственного проекта по созданию сети художественных школ нового типа. Опираясь на выявленные и тщательно проанализированные источники, автор раскрывает суть данного эксперимента, прослеживает этапы его развития, выявляет истоки, доказывая, что он возник не столько на волне «революционного романтизма», сколько на почве вполне объективных требований нового времени, зарождавшихся и формировавшихся еще в конце XIX — начале XX в. Наряду с последовательно изложенной историей реформы мастерских показывается ряд ярких региональных ее особенностей — таких как успешное сочетание преемственности традиций дореволюционной школы с активным принятием новаторских принципов СГХМ, а также полное отсутствие политических мотивов, идей и конфликтов в реформе школы, довольно нетипичное для периода Гражданской войны в России. Одной из основных целей автора является попытка доказать, что период СГХМ дал начало современной государственной системе художественного образования, прямым наследником которой сегодня является Краснодарское художественное училище. Отдельно подчеркивается роль в преобразовании Кубанского художественного училища в свободные мастерские Петра Степановича Краснова, руководившего училищем с момента его создания в 1911 г. и много сделавшего не только для его сохранения, но и для последовательного и непрерывного развития в ногу со временем, независимо от политических и идеологических изменений в стране.
oai:journals.urfu.ru:article/2804
2019-10-14T09:56:45Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2804
2019-10-14T09:56:45Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 19, № 4(169); 241-254
Дискурс самодеятельного искусства в период застоя (на материале публикаций в художественных журналах)
FineArt
Suvorova, Anna Аlexandrovna; Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2804
советская культура; период застоя; самодеятельное искусство; наивное искусство; дискурс власти; дискурс-анализ.
В статье рассматривается трансформация советского дискурса самодеятельного искусства в период застоя. Материалом исследования послужили критические обзоры и проблемные статьи, опубликованные в тот период в специализированных художественных журналах. В качестве базового концепта в статье используется понятие художественно-политического дискурса. Автор раскрывает структуру дискурса самодеятельного искусства и отмечает, что он включал в себя официальный идеологический конструкт, сформированный в 1930-е гг., и более модернизированный язык профессионального искусства и научных исследований. В ходе исследования автор выявляет, что уже в середине 1960-х гг. в специализированных журналах актуализируется проблема самодеятельного творчества, вводятся новые его дефиниции, разворачивается критика подражания самоучек профессиональному изобразительному искусству. Появление критических статей и обзоров зарубежных выставок вместе с тем демонстрировало изменение «канона» самодеятельного творчества и легитимацию властью новых художественных языков представителей этого направления. В конце 1960-х гг. художественными критиками были предприняты первые попытки теоретического осмысления истоков наивного искусства, авторы размышляли о судьбе примитива, его связи с городским фольклором. К середине 1970-х гг. художественная критика и научные исследования окончательно легитимировали понятие «наивное искусство» и отделили его от самодеятельного искусства.
oai:journals.urfu.ru:article/3436
2019-10-14T09:56:41Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3436
2019-10-14T09:56:41Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 3(178); 228-243
Культурно-исторический контекст формирования архитектурного образа Нахичевани-на-Дону (конец XVIII — начало XX в.)
FineArt
Baeva, Olga Vladimirovna; Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»
Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва
Ivanova-Ilyicheva, Anna Mikhailovna; Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, Ростов-на-Дону
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3436
архитектура Нахичевани-на-Дону; архитектура Нового времени; архитектура донских армян; культурно-исторический контекст.
Архитектурный образ Нахичевани-на-Дону на протяжении всего изучаемого периода (конец XVIII — начало XX в.) формировался под влиянием идей и норм русской архитектуры Нового времени, выработанных в первую очередь Санкт-Петербургской архитектурной школой. Неудивительно, что столичная архитектура оказывала влияние на формы и стилистику архитектуры малых городов. О роли Петербурга в формировании архитектурных образов провинциальных русских городов написано немало научных работ. Однако в исследованиях, посвященных Нахичевани-на-Дону, эта роль оставалась практически незамеченной. Проведение подобного исследования представляется особо интересным в связи с тем, что Нахичевань-на-Дону не являлась собственно русским городом, а основана в 1779 г. армянами, переселенными из Крыма в пределы Российской империи.Анализ культурно-исторического контекста формирования архитектуры Нахичевани-на-Дону предпринят с целью выявления культурного дуализма, нашедшего отражение в архитектуре города и проявившегося, с одной стороны, в интеграции донских армян в русское культурное пространство, а с другой стороны – в их стремлении к национальной консолидации. В статье на примерах показано обращение армян к архитектуре Санкт-Петербурга и одновременные поиски национального стиля.Данная работа основана на комплексном изучении архивных материалов, исторических свидетельств современников и натурных историко-архитектурных обследованиях памятников. Ведущими методами исследования стали сравнительный, историко-генетический и стилистический анализы архитектуры Нахичевани-на-Дону. Авторы применяли системный подход, позволяющий учитывать различные аспекты культуры донских армян, и изучать архитектуру города в контексте его культурной среды в целом.
oai:journals.urfu.ru:article/12
2018-01-15T18:29:52Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/12
2018-01-15T18:29:52Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 13, № 1(87)
Художественный метод М. А. Врубеля: интерпретации и оценки / А. Н. Мережников
FineArt
Мережников, Андрей Николаевич
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/12
ru
Анализируются споры о художественном методе М. А. Врубеля. Сравниваются позиции исследователей, одни из которых видят во Врубеле художника модерна, а другие - создателя классически прекрасных форм, значение которых не обусловлено стилевой принадлежностью. Творческий метод мастера рассматривается с позиций структурализма и герменевтики.The article analyzes arguments over M.A. Vrubel's artistic method, comparing scholars' positions, with some characterizing Vrubel as an art nouveau artist and others viewing him as a creator of classically perfect forms, their meaning not conditioned by a certain style. The artist's creative method is viewed from the positions of structuralism and hermeneutics.
oai:journals.urfu.ru:article/2300
2019-10-14T09:56:47Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2300
2019-10-14T09:56:47Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 19, № 1(160); 75-84
Мастер книжнорукописного искусства Фёдор Сергеев сын Басов (последняя четверть XVI — первая треть XVII в.)
FineArt
Sherstobitova, Ekaterina Sergeevna; Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2300
древнерусское книжно-рукописное искусство; рукописные и первопечатные книги; старопечатный стиль; художник-знаменщик; Фёдор Басов.
В статье рассматривается творческий путь выдающегося мастера книжно-рукописного искусства последней четверти XVI — первой трети XVII в. Фёдора Сергеева сына Басова. Как и его братья Стефан и Гаврила (по прозвищу «Иван»), Фёдор известен в качестве художника-знаменщика и книгописца. Его искусство развивалось в традиции старопечатного стиля, но со временем отразило ее переосмысление: появились собственные варианты орнаментики. Упоминание имени мастера и отдельных произведений встречается еще в трудах исследователей древнерусской книги XIX в. Однако интерес к творчеству художника особенно возрос в настоящее время в связи с выявлением его новых произведений и биографических сведений о нем. В статье даются обобщение и систематизация накопленных учеными знаний о жизни и творчестве Фёдора Басова. Автор основывается на широком круге источников и литературы, привлекая созданные Фёдором рукописи, исторические документы с упоминаниями о судьбе мастера, а также исследования разного времени. Уточняются биографические сведения о мастере. Фёдор вырос в Твери, где обучался, копируя первопечатные книги. В середине 1580-х гг. он вместе с братьями работал в Москве, а затем, возможно, был приглашен своим основным заказчиком Н. Г. Строгановым в Сольвычегодск. Документы свидетельствуют также о деятельности Фёдора на Печатном дворе и в Оружейной палате. Этапы формирования и развития таланта художника-знаменщика раскрываются через основные характеристики созданных при его участии рукописей.
oai:journals.urfu.ru:article/3095
2019-10-14T09:56:44Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3095
2019-10-14T09:56:44Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 1(172); 198-210
Ман Рэй, художник и фотограф: проблемы самоидентификации
FineArt
Averyanova, Оlga Nikolayevna; ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3095
Ман Рэй; фотография; культурный маркетинг; реклама; бренд; самоидентификация; рэйография; соляризация; дадаизм; сюрреализм.
Статья рассматривает проблемы самоидентификации Ман Рэя (1890–1976) в качестве художника и фотографа в первой половине ХХ в., в эпоху становления новой эстетической парадигмы, включающей демифологизацию художника-творца и оригинальности произведения. Имя автора, функционирующее теперь в рамках культурного маркетинга, слившись на структурном уровне с понятием «бренд», усиливается созвучием со стилистическим тропом или даже визуальной аллитерацией с художественными методами, в конечном итоге, становясь семиотической или эмблематической функцией художника. Ман Рэй, придумавший себе новое имя, а впоследствии использовавший его для наименования одного из способов получения безкамерного фотоотпечатка, осмысленно создал «художественный продукт» посредством аналогии с товарной продукцией. Его намерение стать художником, изменить свою фамильную идентификацию стало своего рода внутренней предпосылкой этого «ментального» жеста, связанного, в том числе, с внешними обстоятельствами, изменениями, происходящими в мире. Все его разнообразные артистические практики – свидетельство того, как художник пытался осмыслить формальную раздвоенность своего творчества на экспериментальные опыты и коммерческую деятельность. «Авторский бренд» примиряет эти антагонистические расхождения, становясь доказательством того, что сам художник является единственным источником своих произведений и единственной причиной их оригинальности. Автор становится своего рода «творческой фабрикой», производящей «обновления» под своей маркой, играет роль регулятора процесса, характерную для буржуазной эры индивидуализма и прагматизма. Уже в своем раннем живописном произведении, лишенном сюжета, Ман Рэй предлагает новую форму функционирования имени художника в условиях разрушения традиционной идеи авторства. В дальнейшем он будет демонстрировать собственную вовлеченность в исследования самоидентификации при помощи фотографии, где вопросы оригинальности и художественной ценности во многом определяются ее контекстом.
oai:journals.urfu.ru:article/7
2018-01-15T18:29:52Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/7
2018-01-15T18:29:52Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 13, № 1(87)
Праздник как форма культурной памяти: проблема «забвения» и реконструкции прошлого
FineArt
Попова, Виктория Николаевна
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/7
ru
Рассматривается проблема трансформации праздничной культуры, показаны возможности изучения праздника в контексте культурной памяти, анализируются причины утверждения либо отторжения праздников обществом. В качестве вывода указывается на условия, обеспечивающие возможность создания нового варианта культурной памяти.The article studies the problem of festival culture transformation, demonstrating the potential to study festivals in the context of cultural memory, and analyzes the reasons for society's approval or rejection of festivals. The conclusion describes conditions to create a new cultural memory.
oai:journals.urfu.ru:article/1932
2019-10-14T09:56:55Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1932
2019-10-14T09:56:55Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 18, № 1(148); 255-264
Система записей спектаклей в Государственном театре им. Вс. Э. Мейерхольда
FineArt
Gaiduk, Vladislava Leonidovna; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1932
графическая нотация; режиссерская партитура; ходомер; Варпаховский; Мейерхольд; Шрейер; советский театр.
В статье рассматриваются разные способы фиксации театральных постановок, которые применялись в ХХ в. Основное внимание уделяется системе, разработанной в Научно-исследовательской лаборатории Государственного театра им. Вс. Э. Мейерхольда Л. В. Варпаховским и Вс. Э. Мейерхольдом в середине 1930-х гг. Автор анализирует основные компоненты этой системы нотации спектаклей и сравнивает их с другими театральными системами записи. Значительную часть исследования занимает определение места опытов Л. В. Варпаховского в контексте формирующейся европейской и российской системы фиксации театральных, балетных и оперных постановок. К анализу привлекаются не только записи Л. В. Варпаховского, в которых он представляет общую схему записи спектакля, но и сохранившиеся фрагменты аудиозаписи спектакля «33 обморока», сделанной в Научно-исследовательской лаборатории. Кроме того, автор рассматривает сохранившиеся нотации Л. В. Варпаховского как возможные источники реконструкции спектаклей Государственного театра им. Вс. Э. Мейерхольда. Автор приходит к выводу, что Л. В. Варпаховский включает в свою систему все существующие достижения в области театральной нотации и предлагает свое понимание необходимости и важности введения повсеместной записи театральных постановок.
oai:journals.urfu.ru:article/2805
2019-10-14T09:56:45Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2805
2019-10-14T09:56:45Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 19, № 4(169); 255-267
Музыкально-исполнительское интонирование на духовых инструментах в эпоху классицизма
FineArt
Kvashnin, Konstantin Aleksandrovich; Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2805
регистровка голосов; сонатно-симфонический цикл; колористика; риторика; аффекты; риторические фигуры; интонирование.
Предметом статьи являются особенности инструментального интонирования в эпоху классицизма. Важность работы обусловливается раскрытием музыкально-исполнительских аспектов, представляющих собой характерные черты данного направления в искусстве. Основным методом исследования избран теоретический анализ идейно-эстетической парадигмы эпохи, оркестровых произведений различных композиторов-классиков, используемые ими приемы интонационной выразительности. Представлены сведения, касающиеся конструктивного обновления духового инструментария и практического применения их в оркестре. Отмечается определенное отставание духовых инструментов от других оркестровых специальностей в развитии интонационного потенциала. Приводится ряд нотных примеров, демонстрирующих художественную трактовку в оркестровом интонировании духовых инструментов. Показана важная роль музыкальной риторики в музыкальном интонировании, ее природа, исходящая из научных концепций античных философов и практики музицирования той древней эпохи. Отмечается, что уже в эпоху барокко риторика имела большое распространение, привлекая активное внимание теоретиков и композиторов, пытавшихся научно обосновать ее назначение и роль в музыкальном искусстве. Они значительно расширили потенциал исполнительского интонирования за счет выделения специальных музыкальных тонов, вызывающих ряд аффектов. Установлено, что для придания смыслового значения аффектам, композиторы использовали вербальные характеристики для музыкальных фраз, мотивов, мелодических оборотов. В статье констатируется позитивность музыкальной риторики как средства, способствующего развитию образности и эмоциональности интонирования, послужившего основой теории музыкальной выразительности, а также становлению сольного инструментального исполнительства.
oai:journals.urfu.ru:article/3437
2019-10-14T09:56:41Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3437
2019-10-14T09:56:41Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 3(178); 244-258
«Figuration libre»: к истории объединения
FineArt
Malova, Tatiana Viktorovna; Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, Москва
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3437
«новая волна»; «Figuration libre»; Робер Комбас; Эрве ди Роза; Франсуа Буарон; Бен Вотье; Эрве Пердриоль.
Статья рассматривает творчество объединения «Figuration libre», ставшего знаковым явлением во французском искусстве 1980-х гг. Деятельность участников группы была воспринята как принципиальный разрыв с нонспектакулярной арт-практикой предыдущего поколения. В рефлексии куратора «Свободной фигуративности» Эрве Пердриоля, художника Бена Вотье, участвовавшего в продвижении молодых авторов, и критиков Сюзан Паже, Отто Хана, Катрин Страссер главной стратегией объединения стало установление новых отношений с повседневностью и пересмотр границ и территорий искусства. В творчестве художников «Figuration libre» заостряются тенденции возвращения декоративного, орнаментального начала; реконструкции живописного медиума, связанные с оживлением «спонтанности», обращением к низовому, маргинальному языку; восстановления автономной грамматики искусства. Участники объединения формируют специфическую лексику, близкую языку комиксов, граффити и массмедийной печатной продукции, воплощая характерные черты искусства постмодернизма, пытающегося преодолеть кризис репрезентации. Их образность адресуется к профанным формам культуры, китчевой травестии и игровому цитированию «высоких» источников, где инфантильная оптика преображает логику авангарда в занимательное развлечение. Эмоциональность и пластическое раскрепощение в духе «варварского» синкретизма противопоставляется интеллектуальной элитарности концептуалистских жестов. Подобные стратегии характеризуют международный феномен конца 1970-х — начала 1980-х гг. — искусство «новой волны», сближающее поиски немецкого неоэкспрессионизма, итальянского трансвангарда и художников Ист-Вилледж. Единство этих устремлений определило устроение экспозиции «5/5 Figuration Libre, France/USA», объединившей французских мастеров и их американских коллег, в частности, Кита Херинга, Жан-Мишель Баскиа, Кенни Шарфа. Однако уже во второй половине 1980-х гг. коллективная деятельность художников прекращается, завершая историю объединения и «новой волны» во Франции.
oai:journals.urfu.ru:article/13
2018-01-15T18:29:52Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/13
2018-01-15T18:29:52Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 13, № 1(87)
Русские камнерезы фирмы Картье
FineArt
Будрина, Людмила Алексеевна
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/13
ru
Рассматривается один из частных случаев российско-европейского сотрудничества - опыт французской фирмы Картье, размещающей заказы у русских поставщиков, в том числе уральцев. Анализируются архивные материалы Ювелирного дома Картье.The article studies a case in Russian-European cooperation, i.e. the work of the French jeweler Cartier placing their orders with Russian suppliers, including ones from the Urals. The analysis is made with reference to Cartier's archival materials.
oai:journals.urfu.ru:article/2301
2019-10-14T09:56:47Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2301
2019-10-14T09:56:47Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 19, № 1(160); 85-95
Вклад европейских исследователей XVIII–XIX вв. в изучение Японии
FineArt
Semyonova, Anna Sergeevna; 1) Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера)
2) Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2301
Япония; Кемпфер; Тунберг; Бломгофф; Овермеер Фишер; Зибольд; коллекционирование; музееведение; этнология.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать оценку деятельности ряда европейских исследователей, благодаря которым западный мир получил фундаментальные знания об одной из самых загадочных для него в то время стран. Благодаря разнообразным материалам, собранным исследователями Японии XVIII–XIX вв., привезенным в Европу и представленным европейскому зрителю, мы обладаем уникальной информацией о жизни японцев в период Эдо. Ее уникальность состоит не только в том, что это одни из первых впечатлений европейцев о Японии, взгляд извне. Это в том числе попытка сквозь предрассудки увидеть и принять экзотические страны как равную другую цивилизацию, столь отличную от европейской. Статья посвящена таким исследователям Японии XVIII–XIX вв., как Энгельберт Кемпфер, Карл Тунберг, Ян Кок Бломгофф, Иоганн Фредерик ван Овермеер Фишер, Филипп Франц фон Зибольд. В статье содержится описание жизни ученых в Японии, а также их научной деятельности после возвращения в Европу. Некоторое внимание уделено судьбе собранных учеными коллекций японских предметов, значению их работы для музееведения и влиянию накопленных знаний о Японии на умы современников.
oai:journals.urfu.ru:article/3096
2019-10-14T09:56:44Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3096
2019-10-14T09:56:44Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 1(172); 211-219
Категория «метод» в дидактике художника-педагога Д. Н. Кардовского
FineArt
Fomin, Gleb Aleksandrovich; Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3096
академическая традиция; А. Ажбе; Д. Н. Кардовский; соцреализм; натура; творческий (художественный) метод; педагогический метод.
Статья описывает проблему терминологии, возникшую в результате внедрения в понятийные аппараты искусствознания и теории художественного образования политически ангажированных речевых конструктов. Доказывается противоречивость определений и устанавливается аутентичный смысл высказываний в оригинальном контексте. Оспариваются положения, выдвинутые рядом советских авторов о педагогическом методе Д. Кардовского. Выявляется, что категория «метод» остается до сих пор не отрефлексированной в теоретических исследованиях по теме, поскольку ранее рассматривалась отечественными авторами либо a priori, в качестве универсалистской категории, либо только как совокупность приемов. Понятие «метод», пользовавшееся благодаря Декарту популярностью в Новое время и пережившее крайний ее пик в эпоху позитивизма в Европе, в Советском Союзе являлось активным конструктом и позже — в 1930-е гг., благодаря концепции РАПП. В статье исследуется советский дискурс категории «метод» и ее коннотации с близкими понятиями, такими как, например, «методика» (относительно выстроенная последовательность действий). Опровергаются описания преподавательской деятельности художника-педагога через категорию «реализма» или любого другого направления, течения или стиля. В противовес им предлагаются категории метода и профессиональной традиции. Художественная школа рассматривается в качестве места обучения изобразительной грамоте, что отличает ее от литературоведческого понимания школы как группы авторов, объединенных общей стилистической установкой. Понятия «метод» и «стиль» дифференцируются с целью отойти от советского литературоведческого понимания «школы», оперировавшего концептом метода социалистического реализма, калькированного советским искусствознанием как «творческий метод».
oai:journals.urfu.ru:article/8
2018-01-15T18:29:52Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/8
2018-01-15T18:29:52Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 13, № 1(87)
Сновидение как механизм модернизации традиционной культуры Тибета
FineArt
Рабинович, Евгений Ильич
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/8
ru
Анализируется роль сновидений как механизма внедрения культурных новаций в традиционной тибето-буддийской культуре. Рассматриваются пути внесения новаций, т. е. механизмы изменения консервативной традиционной культуры.The author analyzes the role of dreams as a mechanism to introduce cultural innovations in the traditional Tibetan Buddhist culture, studying the ways to introduce innovations, i.e. mechanisms to alter the conservative traditional culture.
oai:journals.urfu.ru:article/2008
2019-10-14T09:56:53Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2008
2019-10-14T09:56:53Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 18, № 2(151); 169-183
Гравюры по рисункам Ш.-Н. Кошена-младшего во французских книгах XVIII в. из собраний Екатеринбурга
FineArt
Borshch, Elena Viktorovna; Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2008
Ш.-Н. Кошен-младший; французское книжное искусство XVIII в.; книжная гравюра; иллюстрация; виньетка; атрибуция объектов книжного искусства.
В Екатеринбурге сохранилась богатая коллекция французских книг с гравюрами XVIII в. В данной работе анализируются гравюры, выполненные по рисункам французского гравера и иллюстратора Шарля-Никола Кошена-младшего (1715–1790). Для исследования были взяты гравюры, помещенные во французские иллюстрированные издания XVIII в. из трех книжных собраний — Свердловского областного краеведческого музея, Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского и Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета. В статье приводятся результаты обследования указанных книжных коллекций, итоги определения и атрибуции гравюр. На основании описания и анализа изображений гравюры систематизируются с точки зрения жанрово-тематических, композиционных и стилевых особенностей. Изучение гравюр по рисункам Кошена-младшего из екатеринбургских собраний позволяет проследить стилевую эволюцию от рококо к неоклассицизму в рамках основных этапов его творчества. Особенностью книжных иллюстраций художника является информативность, взаимодействие с текстом, аллегоричность, обращение к мифологической и экзотической тематике, подчинение декоративной форме, сочетание художественного и документального методов изображения, сбалансированность в рамках серии. Статья фиксирует результаты атрибуции творческого наследия Ш.-Н. Кошена-младшего из собраний Екатеринбурга.
oai:journals.urfu.ru:article/4556
2020-07-20T06:35:12Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/4556
2020-07-20T06:35:12Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 22, № 2(198); 273-287
Коллекция фирмы «Гессерих и Верфель» на выставке в Филадельфии (1876) и ее последующая судьба
FineArt
Budrina, Ludmila Alekseevna; Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/4556
камнерезное искусство; малахит; всемирные выставки; Всемирная выставка в Филадельфии 1876 г.; США; «Гессерих и Верфель»; кросс-культурные связи
Благодарю за помощь в подготовке данной статьи доктора Вильфрида Цейслера — главного хранителя поместья, музея и садов Хиллвуд (Вашингтон), Мансуреш Азадвари — главу Международного отдела Национального музея Республики Иран (Тегеран), Пола Миллера — храни
История русского камнерезного искусства наиболее хорошо известна по деятельности императорских гранильных фабрик. Однако для понимания подлинной ситуации в этой области производства предметов декоративно-прикладного искусства необходимо обратиться и к работам частных предприятий. Деятельность в области обработки цветного камня одного из них — основанной в 1842 г. в Санкт-Петербурге фирмы «Гессерих и Верфель» — рассматривается в настоящей статье на примере коллекции произведений с малахитом и другими поделочными камнями, созданной для первой международной выставки на Американском континенте, которая была организована в честь столетия Декларации независимости США в 1876 г. в Филадельфии.Подготовленная к выставке коллекция произвела большое впечатление, некоторые предметы были раскуплены американскими посетителями стенда. Благодаря архивным фотографиям, сохранившимся в одной из американских библиотек, стало возможным подробно рассмотреть ассортимент стенда, идентифицировать некоторые из представленных на нем произведений, выявить их аналоги в музеях США и Республики Иран, в частных коллекциях России, Северной Америки и Европы, проследить пути развития моды на малахит. Для части идентифицированных предметов предложены исправления к существующим атрибуциям или сделаны новые.Анализ выставочной деятельности петербургской фирмы, основанный на большом числе печатных каталогов и отчетов всемирных, международных и всероссийских выставок последней четверти XIX — начала ХХ в., позволил изучить изменения на рынке и во вкусах публики, а также их влияние на деятельность предприятия и ассортимент его продукции.В результате проведенного исследования в историю русского камнерезного искусства возвращены предметы предприятия Гессериха и Верфеля, сделаны выводы о роли его участия в выставке 1876 г. для продвижения моды на малахит на новые рынки, уточнена география и пути распространения произведений, отмечены факторы влияния конъюнктуры художественного рынка на ассортимент и жизнеспособность фирмы.
oai:journals.urfu.ru:article/544
2019-09-29T11:55:18Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/544
2019-09-29T11:55:18Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 15, № 2(114); 168-178
Опыт книжной иллюстрации Алексея Бродовича
FineArt
Иордан, Агата Станиславовна; Уральский федеральный университет
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/544
история искусств
Алексей Бродович; книжная иллюстрация; парижские издательства.
en
Рассматривается книжная графика Алексея Бродовича - русского художника-эмигранта, мало знакомого отечественному читателю, но ставшего примером для нескольких поколений западных графических дизайнеров середины и второй половины XX в., которые учились у него композиции, единству образной и текстовой составляющих книги, мастерству художественной системы издания.
oai:journals.urfu.ru:article/2302
2019-10-14T09:56:47Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2302
2019-10-14T09:56:47Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 19, № 1(160); 96-104
Перевоплощаясь в Дюрера: немецкий опыт русского художника Cеребряного века В. В. Владимирова
FineArt
Yuzhakova, Elizaveta Viktorovna; Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2302
модерн; Серебряный век; диалог культур; гравюра; автопортрет; В. В. Владимиров; Альбрехт Дюрер.
Предмет исследования — две графические работы Василия Васильевича Владимирова (1880–1931), созданные в период его обучения в Мюнхене в 1905–1906 гг., имитирующие автопортреты мастера немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (одна из них — из собрания Государственного Русского музея, вторая известна по цветной репродукции в журнале «Кривое зеркало» 1909 г.). Цель работы — ввести в научный оборот эти два произведения и предложить их интерпретацию. Сравнительный стилистический анализ помогает выявить сходство работ с автопортретами А. Дюрера 1498 и 1500 гг. Рассматривается также более широкий круг творческих увлечений Василия Владимирова в этот период на фоне наиболее актуальных исканий в искусстве начала ХХ в. Теория автопортрета в европейском искусстве, традицию которого заложил Дюрер, и концепция маски в понимании русских литераторов-символистов, которым был близок Владимиров, позволяют обосновать гипотезу о понимании художником роли Дюрера как символической фигуры мастера-гравера и о художественном самоотождествлении с ним. Использование Владимировым техники офорта для исполнения работы «Автопортрет Дюрера» из собрания Государственного Русского музея интерпретируется как художественная метафора.
oai:journals.urfu.ru:article/3234
2019-10-14T09:56:43Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3234
2019-10-14T09:56:43Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 2(175); 199-216
Особенности композиции главного иконостаса церкви Иоанна Воина на Якиманке
FineArt
Maksimova, Galina Aleksandrovna; Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств, Москва
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3234
барочный иконостас; иконописцы; Оружейная палата; перенос иконостаса; авторский замысел; изменение композиции иконостаса.
Статья посвящена истории трансформации композиции барочного иконостаса, созданного в начале XVIII в. мастерами-иконописцами круга Оружейной палаты Московского Кремля для церкви Трех Святителей, стоявшей у Красных ворот в Москве до 1928 г. По результатам научно-исследовательской работы и архивных поисков, на основании анализа и сопоставления документов и архивных фотографий, а также описей XVIII, XIX и XX вв. и других документов, сохранившихся в архиве церкви святого мученика Иоанна Воина, выявлены даты передачи главного иконостаса со всеми находившимися в нем иконами, некоторых других икон, книг и церковной утвари, принадлежавших приходской общине Трехсвятительского храма, в Музейный фонд, церкви Иоанна Воина на Якиманке, церкви Петра и Павла на Басманной улице, в музей XVIII в. и другие музеи Москвы и Московской области. Были уточнены даты создания иконостаса, отражены основные моменты изменения композиции главного храмового иконостаса, выявлены утраченные ярусы и выдвинуто предположение о том, какие именно иконы их составляли. Предпринята попытка определить авторство икон, составляющих ряды иконостаса и не имеющих авторской подписи. На основании архивных находок, проделанной научно-исследовательской работы, анализа текстов архивных документов и фотографий выполнена схема-реконструкция главного иконостаса церкви Трех Святителей, что стояла у Красных ворот, до его разборки и перевозки в храм Иоанна Воина на Якиманке. Прояснены авторский замысел и композиционное решение, а также определены хронологические рамки и высказано предположение о причинах, повлекших перемещения рядов и икон иконостаса и связанное с этим изменение размера иконостаса и его композиции.
oai:journals.urfu.ru:article/9
2019-05-23T16:17:00Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/9
2019-05-23T16:17:00Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 13, № 1(87)
Истоки наивного искусства Германии XX в.: специфика художественной традиции
FineArt
Авдеева, Вера Владимировна
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/9
ru
Рассматриваются истоки наивного искусства Германии. К числу источников художественной традиции относятся вотивная живопись (ex voto), живопись на стекле, народное искусство и непрофессиональное искусство. Описывается творчество наиболее ярких художников-любителей XIX - начала XX в. - О. Брарена и его учеников, К-Х. Тегена, А. Трильхаза, Ф. Рамхольца и их взаимоотношений с профессиональным миром (к примеру, с объединением «Юная Рейнланд» в Дюссельдорфе).The article studies the origins of nanve art in Germany, its sources being votive painting (ex voto), glass painting, folk art and amateur art. The author describes the art of the most significant amateur painters of the 19th - early 20th century, O. Braren and his followers, K-Ch. Thegen, A. Trillhaase, F. Ramholz, and their relationships with the professional community (e.g., with Das Junge Rheinland (Young Rhineland group) in Dusseldorf).
oai:journals.urfu.ru:article/2009
2019-10-14T09:56:53Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2009
2019-10-14T09:56:53Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 18, № 2(151); 184-198
Лаковый кабинет Н. А. Демидова в московском Cлободском доме-дворце (1782–1784): история создания, опыт реконструкции
FineArt
Silonova, Olga Nikolaevna; Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал Государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, г. Москва), Нижний Тагил
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2009
Демидовы; Нижний Тагил; лаковая живопись; лакировщики Худояровы; московский Слободской дом-дворец; Ж.-Л. Бюффон; Мария Сибилла Мериан; Сан-Суси.
В статье рассматривается история создания и художественные особенности Лакового кабинета Н. А. Демидова в московском Слободском доме-дворце (1782–1784). Лаковый кабинет Н. А. Демидова в московском Слободском доме-дворце — уникальный проект, опыт осуществления которого является забытой страницей в истории русского декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII столетия. Нижнетагильские лаки XVIII столетия почти не сохранились. Поэтому важно внимательно и всесторонне проанализировать этот единственный в своем роде крупный проект, который подтверждает высокий уровень развития лакового искусства в уральских владениях Демидовых. Лакированные живописные панно — доминирующий вид оформления комнаты — не сохранились, однако документальные источники, косвенные сведения позволяют восстановить художественный образ этого удивительного творения уральских мастеров. В данном исследовании впервые делается попытка выявления оригинальных источников, которые могли быть использованы при создании живописных композиций лакированных панно. Кроме того, собранные сведения позволили воссоздать виртуальный образ лакового кабинета Н. А. Демидова, который занимал особое место среди достопримечательностей московской усадьбы.
oai:journals.urfu.ru:article/4557
2020-07-20T06:35:12Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/4557
2020-07-20T06:35:12Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 22, № 2(198); 288-300
Монументальные росписи алтарей храмов Вятки ХIХ — начала ХХ в.
FineArt
Krivosheina, Natalya Viktorovna; Вятский государственный университет, Киров
Golynets, Galina Vladimirovna; Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/4557
Вятская епархия; храмовое зодчество; «вятское барокко»; алтарь; монументальная церковная живопись; иконография; религиозно-национальный стиль
Выражаем искреннюю благодарность редактору и архитектору Е. Л. Скопину за долгосрочное сотрудничество и всестороннюю помощь, а также студентам, разделившим тяготы отдаленных экспедиций.
Монументальное церковное строительство началось после утверждения в 1657 г. Вятской епархии. Поскольку первоначальное убранство вятских алтарей почти не сохранилось, в статье рассматриваются преимущественно памятники XIX — начала XX в. Впервые поставлена задача проанализировать алтарную монументальную роспись церквей Вятки XIX — начала XX в., выявив ее характерные особенности, а также специфику настенной живописи в целом. Анализируются визуально-фотографические, библиографические и историко-архивные документы, собранные в результате многолетней экспедиционно-исследовательской деятельности. Методика исследования предполагает использование иконографического и стилистического анализа, а также применение историко-культурного подхода. Рассматриваются особенности местной монументальной живописи и характерные архитектурно-планировочные признаки. Показано, что большинство сохранившихся алтарей с настенной живописью относятся к XIX — началу XX в., за исключением нескольких интерьеров XVIII в.Рассмотрен вопрос введения в программу росписей храма иконографии местночтимых святых. Установлено, что значительная часть росписей выполнена в религиозно-национальном стиле и по «образцам» художника-вятича В. М. Васнецова. Особое внимание уделено важным эпиграфическим источникам — подписным датированным алтарям с авторским надписанием. Для местной настенной живописи было характерно вольное обращение с образцами и применение разнородных источников при исполнении подрядов. На основе изучения письменных данных установлено, что исполнение работ осуществлялось как местными, так и приезжими мастерами и отражало финансовое состояние прихода. Результаты иконографического и стилистического анализа показывают, что оформление алтарей Вятки было в целом традиционным и ориентировалось по формированию программ и в художественно-стилевом отношении на главные храмы столиц.
oai:journals.urfu.ru:article/1763
2019-10-14T09:56:58Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1763
2019-10-14T09:56:58Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 17, № 3(142); 236-248
Влияние художественного декора западноевропейских лаковых центров XVIII – начала XIX вв. на промысел Нижнетагильского завода Демидовых
FineArt
Silonova, Ol'ga Nikolaevna; Уральский колледж прикладного искусства и дизайна
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1763
Демидов; лак; подносы; Понтипул; Англия; трафарет; роспись; лакирование; Нижний Тагил; Нижнетагильский завод.
ru
В статье рассматривается малоизученный аспект истории нижнетагильского лакового дела – возможная преемственность и влияние художественного декора западноевропейских лаковых центров на лаковый промысел Нижнетагильского завода Демидовых. В работе использованы архивные документы и редкие опубликованные русские и западноевропейские источники.
oai:journals.urfu.ru:article/2469
2020-01-13T10:26:13Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2469
2020-01-13T10:26:13Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 19, № 2(163); 190-197
Мийо Ковачич и Хлебинская школа
FineArt
Lagranskaya, Sofia Antonovna; Государственный институт искусствознания, Москва
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2469
Мийо Ковачич; Хлебинская школа; наивное искусство; хорватский примитив; история искусства; искусствоведение; аутсайдерское искусство; подстекольная живопись.
Статья посвящена творчеству хорватского художника Мийо Ковачича, одного из ведущих представителей Хлебинской школы. Работы мастера рассматриваются в контексте направления наивной живописи Хорватии: единство сюжетов и героев, сходства и различия с картинами других художников. Творчество Ковачича также представляет интерес с точки зрения мировосприятия крестьянина — религиозного, но, одновременно, фантазийного, склонного к мифотворчеству. Данная статья представляет собой попытку интерпретации архаичных символов в произведениях подстекольной живописи художника на примере анализа конкретных произведений, помогающих понять концепцию Хлебинской школы в целом, ее фундаментальную связь с народными корнями и фольклором, неразрывную связь с родовой памятью, хорватскими сказками и преданиями. На русском языке существует ограниченное количество материалов, посвященных югославскому наивному искусству, и автор надеется, что данная статья поможет всем интересующимся наивным искусством и примитивом открыть для себя многогранный талант такого яркого художника, как Мийо Ковачич. При написании текста активно использовались иностранные источники — монографии и статьи; немаловажную роль в исследовании сыграло интервью с художником, в котором наиболее полно раскрыты идеи мастера.
oai:journals.urfu.ru:article/3235
2019-10-14T09:56:43Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3235
2019-10-14T09:56:43Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 20, № 2(175); 217-229
Уральские картины Романа Семашкевича: принцип повествовательности
FineArt
Alekseev, Evgeny Pavlovich; Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/3235
Р. М. Семашкевич; советское искусство 1930-х гг.; историко-революционная картина; реализм.
В статье анализируется уральский период творчества Р. М. Семашкевича, раннее неизвестные произведения мастера. Современники воспринимали художника как «самородка», далекого от споров о путях развития советского искусства. Однако переписка Семашкевича свидетельствует о его критических взглядах на решение властей ограничить творческую свободу, он желал на деле продемонстрировать иной подход к социалистическому реализму. Ему важно выстроить метод, посредством которого живописец, даже оставаясь в рамках идеологического заказа, был бы в состоянии культивировать объективные художественные ценности.Для творческого метода Семашкевича начала 1930-х гг. важным было понятие о темпе рисунка, в его этюдах, написанных стремительно, на одном дыхании, зрителя захватывает не только внешняя точность, но и страсть автора, его мастерство «рассказчика». Непосредственность «рассказа» со всеми возможными угловатостями и условностями рождает у зрителя чувство соучастия, и именно на этом художник строит свой принцип повествовательности. Мастеру было важно не просто зафиксировать натуру, а найти композиционный ход, выстроить фигуративную сцену в образном ключе.Художник совершил путешествие по Северному Уралу (1933), затем работал в Златоусте (1934–1935), стремясь найти свою «направленность в современности». Творческая командировка стала для него возможностью реализовать индивидуальную художественную программу: он черпает сюжеты из рассказов старых большевиков — участников революции и Гражданской войны, разрабатывает особую систему повествовательности — конструкцию, в которой возможны элементы примитива, лубка, влияние барбизонцев и Сезанна. На персональной выставке в Златоусте он экспонирует историко-революционные картины, в которых демонстрирует свое понимание нового реалистического искусства. Используя «графические парадоксы» и цветовые диссонансы, он создает ощущение внутренне противоречивого исторического действа, в котором случайные эпизоды обретают мощь героического предания, а живописная система на грани примитива или театральной декоративности порождает чувство достоверности.
oai:journals.urfu.ru:article/10
2018-01-15T18:29:52Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/10
2018-01-15T18:29:52Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 13, № 1(87)
Матисс в России 1900-1910-х гг.: основные проблемы восприятия
FineArt
Доронченков, Илья Аскольдович
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/10
ru
Анализируются основные этапы и проблемы восприятия и оценки живописи Анри Матисса русскими художниками и критиками, нашедшие отражение в печати 1900-1910-х гг. Рассматривается борьба различных направлений в русском искусстве, определившая отношение к творчеству Матисса.The author analyzes the main perception stages and problems as well as evaluation of Henri Matisse's painting by Russian painters and critics, as revealed in the 1900-1910s press. The author studies the struggle among Russian artistic tendencies, determining Matisse's creative work perception.
oai:journals.urfu.ru:article/2010
2019-10-14T09:56:53Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2010
2019-10-14T09:56:53Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 18, № 2(151); 199-209
Пять малахитовых каминов (произведения Малахитовой фабрики Демидовых и императорской Петергофской гранильной фабрики, 1847–1856)
FineArt
Budrina, Ludmila Alexeevna; Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/2010
малахит; камин; Всемирная выставка 1851 г.; Анатолий Демидов Сан-Донато; малахитовая фабрика Демидовых; Жоффрио; императорская Петергофская гранильная фабрика.
Статья посвящена сравнительному анализу пяти произведений двух фабрик — малахитовой Демидовых и императорской Петергофской гранильной, — созданных по одной модели в 1847–1856 гг. Целью исследования является введение в научный оборот сведений об обнаруженных произведениях, их достоверных атрибуций, выполненных на основании документальных источников и подтвержденных ранее выявленными атрибуционными признаками (материал, характер мозаики). Актуализируется проблема одновременного участия приглашенных зарубежных специалистов в работах как государственных, так и частных предприятий России, затрагиваются некоторые аспекты экспонирования отечественных произведений на Лондонской всемирной выставке 1851 г. Выявление памятников в музейных и частных собраниях Европы потребовало изучения рынка произведений прикладного искусства середины-конца XIX в. через архивные документы, периодику того времени, современные публикации музейных собраний, а также ранее осуществленные автором исследования. Все рассматриваемые произведения были тщательно изучены, проведены стилистический, технико-технологический и материаловедческий анализы предметов. В результате сопоставления деталей произведений, времени и места их создания, становится очевидным использование единой модели; ограниченное время применения эффектной, затратной технологии мозаичного набора; сложившаяся традиция использования определенного сорта малахита (светлого, с бирюзовыми крапинками и контрастным рисунком) для произведений в стилистике второго рококо. Данная публикация подводит итог шестилетним поискам малахитовых экспонатов Русского отдела первой Всемирной выставки (Лондон, 1851), созданных на малахитовой фабрике Демидовых в Санкт-Петербурге в 1847–1851 гг.
oai:journals.urfu.ru:article/1764
2019-10-14T09:56:58Z
Izvestia2:%D0%98%D1%81%D0%BA
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1764
2019-10-14T09:56:58Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 17, № 3(142); 249-258
Проект И. П. Сахарова по возрождению иконописания
FineArt
Maslov, Konstantin Il'ich
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1764
И. П. Сахаров; иконописание; иконописная школа; подлинник; лицевой подлинник; фряжское письмо; иерархический пошиб; иконописец-художник; иконописец-ремесленник.
Статья посвящена проекту восстановления иконописания в России ученого-археолога середины XIX в. И. П. Сахарова, содержащемуся в его книге «Исследование о русском иконописании» (1849). И. П. Сахаров полагал, что в иконописи необходимо следовать подлиннику, не искаженному иностранными влияниями, которым подвергалась отечественная иконопись с XVI в. В начале XX в., когда «Исследование» его давно утратило научное значение, проект иконописной школы, предполагавший подготовку высокообразованных иконописцев-художников, напротив, удостоился высокой оценки и был рекомендован для улучшения отечественной иконописи. Осуществлен он был, однако, в России лишь много десятилетий спустя, в 1990-е гг., после падения советской власти.