2024-03-28T10:49:14Z
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/oai
oai:journals.urfu.ru:article/1598
2019-09-29T11:55:53Z
Izvestia2:%D0%A0%D0%A1%D0%9F%D0%98.%D0%9A%D1%8E
Peter III and Catherine II: Two Concepts of Political Liberty in Late 18th Century Russia
«Петровская» и «екатерининская» концепции политической свободы в России 2-ой половины XVIII в.
Бугров, Константин Дмитриевич
Peter III's Manifesto on the Freedom of the Nobility, Catherine II, enlightened absolutism, Fundamental Laws, political freedom, political thought in 18th century Russia.
история России
Манифест о фольности дворянской; Екатерина II; просвещенный абсолютизм; фундаментальные законы; политическая свобода; политическая мысль России XVIII в.
The article considers the basic concepts of political freedom fundamental for Russia’s political thought in the 2nd half of the 18th century. Peter III’s concept regarded freedom as a characteristic of maturity, granting conditional release from permanent coercion from the side of the state to certain social groups, while Catherine II’s concept meant complete freedom for the citizens of the Empire, and was founded on the concept of the Fundamental Laws. However, both concepts equally supported absolutist political power, regardless of the extensive use the vocabulary of legitimacy.
Рассматриваются основные концепции политической свободы, базовые для политической мысли России второй половины XVIII в. «Петровская» концепция расценивала свободу как характеристику зрелости, дающую социальным группам право на условное освобождение от перманентного государственного принуждения. «Екатерининская» концепция предполагала безусловную свободу граждан империи, опираясь на концепт «фундаментальных законов». Однако обе концепции в равной мере поддерживали абсолютистскую политическую систему, несмотря на активное использование глоссария «законности».
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Исследование проведено при финансовой поддержке молодых ученых УрФУ в рамках реализации Программы развития УрФУ.
2013-11-05
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1598
Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts; Том 15, № 2(114); 179-189
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки; Том 15, № 2(114); 179-189
2587-6929
2227-2283
rus
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1598/1469
(c) 2015 Константин Дмитриевич Бугров
oai:journals.urfu.ru:article/1599
2019-09-29T11:56:38Z
Izvestia2:%D0%A0%D0%A1%D0%9F%D0%98.%D0%9A%D1%8E
Diderot and the Temptation of the Russian Enlightenment
Д. Дидро и искушение русского Просвещения
Приказчикова, Елена Евгеньевна
state utopianism, Russian Enlightenment, philosopher, epistolary legacy, ego-documents.
история России; история литературы
государственный утопизм; русское Просвещение; философ; эпистолярное наследие; эгодокументы.
The author considers the story of the French philosopher D. Diderot and Empress Catherine II’s relationship as viewed upon through the prism of state utopianism of the Enlightenment era. The author concludes that even in the era of philosophers it was impossible to establish a comprehensive dialogue between a philosopher and a ruler, utopia and politics, which is proven by the analysis of writings and epistolary legacy of either side of the dialogue in question.
Рассматривается история взаимоотношений французского философа Д. Дидро и российской императрицы Екатерины II с точки зрения государственного утопизма эпохи Просвещения. Автор статьи приходит к выводу о невозможности даже в контексте «века философов» осуществить полноценный диалог между философом и правителем, утопией и политикой, что подтверждается анализом записок и эпистолярного наследия обоих участников данного диалога.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2013-11-05
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1599
Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts; Том 15, № 2(114); 189-200
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки; Том 15, № 2(114); 189-200
2587-6929
2227-2283
rus
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1599/1470
(c) 2015 Елена Евгеньевна Приказчикова
oai:journals.urfu.ru:article/1600
2019-09-29T11:57:19Z
Izvestia2:%D0%A0%D0%A1%D0%9F%D0%98.%D0%9A%D1%8E
Our Modern Denis Diderot, or Enlightenment Continued
Наш современник Дени Дидро, или Просвещение продолжается
Рабинович, Валерий Самуилович
D. Diderot, enlightenment ideas, Russian Enlightenment, contemporaneity.
история литературы
Д. Дидро; просветительские идеи; русское Просвещение; современность.
The article studies the popularity of D. Diderot’s enlightenment ideas in contemporary Russia, analyzing the topicality of his Sur la tolerance. The author maintains that the Enlightenment era in Russia is still to finish, and while it continues, Diderot’s philosophy corresponds to the present day and is, thus, modern.
Рассматривается популярность просветительских идей Д. Дидро в современной России. Анализируется злободневность его письма-трактата «О терпимости». По мнению автора, эпоха Просвещения для России еще не завершилась, и пока она продолжается, Дидро злободневен, а значит, современен.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
2013-11-05
info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1600
Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts; Том 15, № 2(114); 200-203
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки; Том 15, № 2(114); 200-203
2587-6929
2227-2283
rus
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1600/1471
(c) 2015 Валерий Самуилович Рабинович