Образы праведников в их любви к творению в творчестве Ф. М. Достоевского (князь Мышкин, Макар Иванович, Маркел, Зосима) рассматриваются в «малом времени» (современная писателю эпоха) и в «большом времени» (М. М. Бахтин) – в перспективе раннехристианской традиции «милующего сердца» о всем творении (преп. Исаак Сирин), представленной в православном (преп. Сергий Радонежский) и католическом вариантах (св. Франциск Ассизский). Доказывается, что эта глубинная христианская традиция присутствует в текстах Достоевского прямо (цитаты и аллюзии на библейские, святоотеческие, агиографические источники) и в свернутом виде – в ключевых христианских концептах (милость, горящее сердце, созерцание, тайна, апофатика, исихия, благолепие, благообразие, радость, умиление, рай и др.). В образах праведников Достоевского выявляется францисканский слой – образы, мотивы, экфрасис, сближающие христоликих героев со св. Франциском.
The images of righteous people in their love for creation in F. M. Dostoyevsky’s work (Prince Myshkin, Makar Ivanovich, Markel, Zosima) are considered in the minor time (the writer’s epoch) and the major time (M. M. Bakhtin) through the perspective of the early Christian tradition of the forgiving heart of all the living(St Isaac Sirin) represented both in its Orthodox Christian (St Sergius of Radonezh) and Catholic (St Francis of Assisi) versions. It is substantiated that this old Christian tradition is explicitly present in Dostoyevsky’s works in the form of quotations and allusions to biblical and hagiographic sources and indirectly – in the form of key Christian concepts (compassion, burning heart, observation, mystery, apophatics, hesychia, splendour, sightliness, joy, tenderness, paradise, etc.). In Dostoyevsky’s images of righteous people there are some images, motifs and ekphrasis making the Christ-like characters kindred to St Francis.
Образы праведников в их любви к творению в творчестве Ф. М. Достоевского (князь Мышкин, Макар Иванович, Маркел, Зосима) рассматриваются в «малом времени» (современная писателю эпоха) и в «большом времени» (М. М. Бахтин) – в перспективе раннехристианской традиции «милующего сердца» о всем творении (преп. Исаак Сирин), представленной в православном (преп. Сергий Радонежский) и католическом вариантах (св. Франциск Ассизский). Доказывается, что эта глубинная христианская традиция присутствует в текстах Достоевского прямо (цитаты и аллюзии на библейские, святоотеческие, агиографические источники) и в свернутом виде – в ключевых христианских концептах (милость, горящее сердце, созерцание, тайна, апофатика, исихия, благолепие, благообразие, радость, умиление, рай и др.). В образах праведников Достоевского выявляется францисканский слой – образы, мотивы, экфрасис, сближающие христоликих героев со св. Франциском.