1590
ПАМЯТЬ ИСТОРИИ И ИСТОРИЯ ПАМЯТИ
Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г.
Horses in Churches: a Topos of Russian Popular Memory of the War of 1812
Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г.
Чудинов
Александр Викторович
Институт всеобщей истории РАН
tchoudin@mail.ru
Kushch
Tatiana Victorovna
Bugrov
Konstantin Dmitrievich
Baranov
Nikolay Nikolayevich
Glavatskaya
Elena Mikhailovna
Shamanaev
Andrey Vasilyevich
Zyryanov
Oleg Vasilyevich
Matveeva
Yulia Vladimirovna
Plotnikova
Anna Mikhaylovna
Alekseev
Evgeny Pavlovich
Budrina
Ludmila Alekseevna
Rusina
Yulia Anatolyevna
Sozina
Elena
Spiridonov
Dmitry Vladimirovich
Avtukhovich
Tatiana Evgenyevna
Dziuba
Elena Viacheslavovna
Gladyshev
Andrei Vladimirovitch
Kozmina
Elena Yuryevna
Tikhonov
Vitaly Vitalievich
Yefimov
Alex
Мосеева
Наталья Викторовна
Kushch
Tatiana Victorovna
05
11
2013
15
3(117)
51
(c) 2015 Александр Викторович Чудинов
2015
При всем изобилии произведений фольклора о войне 1812 г. они чаще всего не ассоциируются с реальными историческими событиями. Неизвестные авторы народных песен, рассказов и легенд описывали нашествие Наполеона при помощи тех же самых образов и слов, которые использовались для описания войн давних времен. Но есть один топос, который может показаться исключением из этого правила – превращение французами православных храмов в конюшни. Описание французских солдат, вводящих своих лошадей в церкви, является одной из самых популярных тем в российском фольклоре о войне 1812 г. Есть много достоверных свидетельств того, что французы действительно делали это. Однако автор статьи доказывает, что данный сюжет представляет не прямое отражение действительности фольклором, но совпадение ренальных событий и устной традиции. Авторы произведений народного творчества выстраивали образ французов согласно давнему образцу иноземного врага, приписывая им все его особенности, включая враждебность к христианским святыням. Одним из проявлений такого традиционного кощунства архетипичного врага было введение лошадей в православные церкви. Хотя в действительности французы размещали лошадей в церквях только из практической потребности, это примечательное совпадение их поведения с традиционным поведением врага было принято российскими простыми людьми как доказательство религиозного характера этой войны вообще.
Though the Russian folklore on the war of 1812 against Napoleon is quite abundant, it does not immediately correspond to the real events. The unknown authors of folk songs, tales and legends described this conflict using the same images and verbal constructions as it had been used previously for descriptions of wars of ancient times. But there is one topos that may seem an exception to this rule, namely the image of Orthodox Christian churches turned into stables by the French. The description of the French militaries guiding their horses into Orthodox churches is one of the most popular topics in the Russian folklore on the war of 1812. There exists a lot of reliable evidence that the French did it. Nevertheless, the author of the article demonstrates that the plot in question is not reality reflected by folklore but a coincidence of real events and oral tradition. The authors of Russian folklore constructed the image of the French according to the ancient archetype of foreign enemy, attributing to them all his characteristics, including hostility towards Orthodox Christian sacred places. One of such traditional sacrileges of the archetypical enemy was herding horses into Orthodox churches. Though the real French had no any sacrilege purpose and guided their horses into churches only out of practical need, though they did not commit any other archetypical sacrileges like, i.e. the destruction of temples, this particular coincidence of their behavior with the traditional behavior of the archetypal enemy was accepted by Russian common people as a proof of the religious nature of this war on the whole.
При всем изобилии произведений фольклора о войне 1812 г. они чаще всего не ассоциируются с реальными историческими событиями. Неизвестные авторы народных песен, рассказов и легенд описывали нашествие Наполеона при помощи тех же самых образов и слов, которые использовались для описания войн давних времен. Но есть один топос, который может показаться исключением из этого правила – превращение французами православных храмов в конюшни. Описание французских солдат, вводящих своих лошадей в церкви, является одной из самых популярных тем в российском фольклоре о войне 1812 г. Есть много достоверных свидетельств того, что французы действительно делали это. Однако автор статьи доказывает, что данный сюжет представляет не прямое отражение действительности фольклором, но совпадение ренальных событий и устной традиции. Авторы произведений народного творчества выстраивали образ французов согласно давнему образцу иноземного врага, приписывая им все его особенности, включая враждебность к христианским святыням. Одним из проявлений такого традиционного кощунства архетипичного врага было введение лошадей в православные церкви. Хотя в действительности французы размещали лошадей в церквях только из практической потребности, это примечательное совпадение их поведения с традиционным поведением врага было принято российскими простыми людьми как доказательство религиозного характера этой войны вообще.
Patriotic War of 1812, folklore, topos, archetype, peasant culture, enemy image.
Отечественная война 1812 г.
фольклор
топос
архетип
крестьянская культура
образ врага.