2024-03-28T18:48:56Z
https://journals.urfu.ru/index.php/index/oai
oai:journals.urfu.ru:article/1592
2019-09-27T18:02:51Z
Izvestia2:%D0%9F%D0%98%D0%98%D0%98%D0%9F
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1592
2019-09-27T18:02:51Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 15, № 3(117); 273-280
«Места памяти»: успешная реконструкция в европейском издательском проекте
Баранов, Николай Николаевич; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1592
всемирная история
места памяти; феномен человеческой памяти; культурные практики; ментальность.
ru
Рассматривается исследовательское направление, посвященное проблематике «мест памяти» в культурно-историческом контексте, обсуловленное актуализацией исследований феномена человеческой памяти и ментальности. Анализируется трехтомник «Европейские места памяти», вышедший на немецком языке в Мюнхене в 2012 г.
oai:journals.urfu.ru:article/1589
2019-09-27T18:00:33Z
Izvestia2:%D0%9F%D0%98%D0%98%D0%98%D0%9F
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1589
2019-09-27T18:00:33Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 15, № 3(117); 243-256
Образ прошлого: формирование исторической памяти
Мазур, Людмила Николаевна; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1589
всемирная история; история России
историческая память; структура и виды памяти; источники и механизмы формирования исторической памяти; закономерности функционирования исторической памяти; реконструкция образа прошлого.
ru
Рассматриваются теоретические и методологические вопросы изучения исторической памяти, подходы к определению понятия «историческая память», его структуре, механизмам формирования. Значительное внимание уделено характеристике источников изучения исторической памяти, методическим аспектам ее реконструкции в исторических исследованиях.
oai:journals.urfu.ru:article/1590
2019-09-27T18:01:13Z
Izvestia2:%D0%9F%D0%98%D0%98%D0%98%D0%9F
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1590
2019-09-27T18:01:13Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 15, № 3(117); 257-264
Кони в храмах: об одном из топосов народной памяти о войне 1812 г.
Чудинов, Александр Викторович; Институт всеобщей истории РАН
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1590
всемирная история
Отечественная война 1812 г.; фольклор; топос; архетип; крестьянская культура; образ врага.
Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ. Проект № H-21-170001a/Fra.
ru
При всем изобилии произведений фольклора о войне 1812 г. они чаще всего не ассоциируются с реальными историческими событиями. Неизвестные авторы народных песен, рассказов и легенд описывали нашествие Наполеона при помощи тех же самых образов и слов, которые использовались для описания войн давних времен. Но есть один топос, который может показаться исключением из этого правила – превращение французами православных храмов в конюшни. Описание французских солдат, вводящих своих лошадей в церкви, является одной из самых популярных тем в российском фольклоре о войне 1812 г. Есть много достоверных свидетельств того, что французы действительно делали это. Однако автор статьи доказывает, что данный сюжет представляет не прямое отражение действительности фольклором, но совпадение ренальных событий и устной традиции. Авторы произведений народного творчества выстраивали образ французов согласно давнему образцу иноземного врага, приписывая им все его особенности, включая враждебность к христианским святыням. Одним из проявлений такого традиционного кощунства архетипичного врага было введение лошадей в православные церкви. Хотя в действительности французы размещали лошадей в церквях только из практической потребности, это примечательное совпадение их поведения с традиционным поведением врага было принято российскими простыми людьми как доказательство религиозного характера этой войны вообще.
oai:journals.urfu.ru:article/1591
2019-09-27T18:02:02Z
Izvestia2:%D0%9F%D0%98%D0%98%D0%98%D0%9F
v2
https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1591
2019-09-27T18:02:02Z
Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки
Том 15, № 3(117); 265-271
Утрата культурных памятников в Крымской войны
Шаманаев, Андрей Васильевич; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным сохранением ссылок на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
url:https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1591
история России; история мировой культуры
Крымская (Восточная) война; вандализм; культурное наследие; грабительские раскопки, вывоз культурных ценностей
ru
Рассматривается проблема сохранения культурного наследия в условиях военных конфликтов на примере памятников Крымского полуострова в период Крымской (Восточной) войны (1853–1856). Работа основана на мемуарах современников, публицистике, опубликованных архивных данных. Приведены примеры разрушения и уничтожения объектов культурного наследия в результате военных действий, строительства военных объектов, эвакуации, вандализма и мародерства, грабительских раскопок. Показана неизбежность утраты культурного наследия в ходе военных действий.