2024-03-28T12:50:44Z
https://journals.urfu.ru/index.php/index/oai
oai:journals.urfu.ru:article/387
2016-12-26T10:07:38Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/387
2016-12-26T10:07:38Z
Tempus et Memoria
Том 2, № 4 (2007): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
Принципы концептуализации субъектом познания своих теоретико-методологических оснований
Медведев, Вячеслав Альбертович; Уральский государственный университет им. А.М. Горького
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/387
ru
Рассматривается проблема сосуществования в эпистемологическом пространстве науки различных систем координат, а также возможности работать с ними в ходе их формирования, сопоставления и интеграции в формате доминирующего направления развития познавательного процесса.
oai:journals.urfu.ru:article/58
2016-12-26T10:12:43Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/58
2016-12-26T10:12:43Z
Tempus et Memoria
Том 8, № 3 (2013): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки
Феноменология – «теневой кабинет» философии науки?
Бряник, Надежда Васильевна; ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/58
ru
В статье ставится проблема возможности рассмотрения феноменологии как оригинальной концепции в области философии науки. Обосновывается равноправный статус феноменологии науки в ряду других течений неклассической философии науки. Рассматривается трактовка Э. Гуссерлем кризиса науки рубежа ХIХ–ХХ вв., а также новоевропейского типа научной рациональности. Раскрывается его позиция в понимании предмета философии науки; приводятся аргументы, позволяющие ему отождествлять философию науки с феноменологически понятыми психологией и теорией познания.
oai:journals.urfu.ru:article/404
2016-12-26T10:07:56Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/404
2016-12-26T10:07:56Z
Tempus et Memoria
Том 3, № 5 (2008): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
Теория отношений Альфреда Норта Уайтхеда
Бушуева, Татьяна Станиславовна; ООО «Южно-Уральская почта»
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/404
ru
В данной статье рассматривается теория отношений, предложенная известным английским философом Альфредом Нортом Уайтхедом. Изучаются центральные понятия философии науки Уайтхеда, такие как «событие» и «процесс». Анализируются основные группы отношений между событиями, которые включают в себя «протяженность», «схождение» и «вхождение». Методологической основой теории отношений Уайтхеда является метод экстенсивной абстракции, который позволяет, используя данные чувственного опыта, определять простейшие сущности в соответствии с требованиями современной науки. В статье делается вывод, что при использовании рассмотренных в тексте понятий, отношений и методологической базы все научное познание может быть построено на фундаменте проверяемой действительности ощущений.
oai:journals.urfu.ru:article/113
2016-12-26T10:10:27Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/113
2016-12-26T10:10:27Z
Tempus et Memoria
Том 6, № 1 (2011): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
Аналогии-пропорции в логике и в computer science
Леоненко, Леонид Леонидович; Одесская национальная академия связи им. А.С.Попова
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/113
ru
Обсуждаются проблемы классификации, формализации и условий повышения правомерности выводов по аналогии типа «пропорции». Показано, что философские принципы, положенные в основу языка тернарного описания (ЯТО), согласуются с требованиями, предъявляемыми к моделям аналогий-пропорций в современной логике, когнитивной психологии и computer science. Предложено использовать для моделирования аналогий-пропорций аппарат параметрической общей теории систем.
oai:journals.urfu.ru:article/1870
2016-12-26T10:06:09Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/1870
2016-12-26T10:06:09Z
Tempus et Memoria
Том 11, № 1 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 20-29
Теоретическое осмысление проблем развития современного исторического знания
Камынин, Владимир Дмитриевич; ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
2016-03-30 15:02:49
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/1870
Философия; Методология науки; История
ru
В статье рассматривается рефлексия исторического сообщества России на пути развития научного знания в условиях постмодерна, характеризующегося плюрализмом мнений. Автор выделяет основные парадигмы, в рамках которых рассматривается возможность сосуществования многочисленных объясняющих исторический процесс теорий: объективистской, синтезирующей и многоконцептуальной (толерантной). Доказываются преимущества парадигмы многоконцептуальности, разработанной в начале 1990-х гг. доктором исторических наук, профессором Уральского политехнического института – Уральского государственного технического университета им. С. М. Кирова (УГТУ – УПИ) Б. В. Личманом.Ключевые слова: историческая наука, научный плюрализм, многоконцептуальность, Б. В. Личман.
oai:journals.urfu.ru:article/134
2016-12-26T10:10:45Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/134
2016-12-26T10:10:45Z
Tempus et Memoria
Том 6, № 3 (2011): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
О научной и религиозной картине мира
Клементьева, Татьяна Николаевна; Саяно-Шушенский филиал Сибирского Федерального университета
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/134
ru
Статья посвящена взаимоотношениям религии и науки в области мировоззренческих представлений. Автор рассматривает основные положения религиозного мировоззрения и сравнивает их с представлениями о мире и человеке, формирующимися на основе новейших научных исследований. Ставится проблема возможности доказательства религиозной картины мира и различия способов познания в религии и науке.
oai:journals.urfu.ru:article/1983
2016-12-26T10:05:51Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/1983
2016-12-26T10:05:51Z
Tempus et Memoria
Том 11, № 2 (2016): Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки; 49-59
Ценностное отношение в научном познании
Клёцкин, Михаил Васильевич; Самарский национальный исследовательский университет
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/1983
Философия; Онтология; Теория познания
ru
Предмет исследования – осмысление места категории «ценностное отношение» в структуре научного познания. Проанализирована взаимосвязь категорий «значимость», «причинность», «истинность», «смысл научного познания» и предложена праксеологическая модель их объединения. Обосновывается утверждение о том, что знание всегда значимо и выражает ценностное отношение познающего индивида. На основании проведенного анализа утверждается, что реализация ценностного отношения в процессе познания происходит через различение, когда каждый элемент наличного бытия сравнивается с другими и существует для ученого как истинный всегда в перспективе его использования.Ключевые слова: ценностное отношение, значимость, смысл, различение, научное познание, причинность, истина.
oai:journals.urfu.ru:article/248
2016-12-26T10:08:35Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/248
2016-12-26T10:08:35Z
Tempus et Memoria
Том 4, № 1/2 (2009): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
От обыденного к философскому образу научного познания (социокультурный аспект)
Волков, Алексей Владимирович; Петрозаводский государственный университет
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/248
ru
Cтатья посвящена проблеме «наука и человек», которая становится все более значимой в философии и методологии науки. Научно-познавательная деятельность рассматривается в контексте социальных, культурных факторов. Привлекая материал из области истории, философии, социологии, автор стремится показать, что понять специфику научного познания можно, только осмысляя субъект и объект познания в их единстве.
oai:journals.urfu.ru:article/339
2016-12-26T10:06:53Z
Izvestia3:%D0%A4%D0%B8%D0%9C%D0%9D
v2
https://tempusetmemoria.ru/article/view/339
2016-12-26T10:06:53Z
Tempus et Memoria
Том 1, № 1 (2006): Известия Уральского государственного университета. Серия 3. Общественные науки
Историческая наука: «в себе» и «для нас»
Зйцев, Павел Леонидович; Омский государственный педагогический университет
url:https://tempusetmemoria.ru/article/view/339
ru
Историческая наука: «в себе» и «для нас»