Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий
Аннотация
Эффективная профессиональная ориентация школьников рассматривается в качестве предпосылки их профессионального самоопределения и достижения состояния успешности в сфере профессионального образования. Показаны барьеры, мешающие современной российской школе справляться с задачей профориентации учащихся. Среди них — перегруженность учителей, неразвитость сетевых связей с вузами, колледжами, трудовыми организациями, «текучесть» мира профессий и др. Раскрыты институциональные предпосылки разработки новых подходов к школьной профориентационной работе. Проанализирован зарубежный опыт реализации профориентации школьников и показана ее связь с их образовательной успешностью.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Антонова М. В. Оценка результативности профессионального самоопределения младших школьников: методологический подход // Образование личности. 2018. № 1. С. 107–117.
Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 42–45.
Васильева О. Н., Коновалова Н. В. Инженерные классы как инструмент профессиональной навигации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 12. С. 136–143.
Гуртов В. А., Колесников В. Н., Питухина М. А. От традиционной модели профориентации к системе сопровождения и консультирования на протяжении всей жизни: опыт Финляндии [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 2 (26). URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=4725 (дата обращения: 26.01.2020).
Зобнина А. А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1. С. 114–125.
Минеев В. Е., Федотов А. С., Ахмеджанов Р. Р. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 70–75.
Молодые профессионалы : [офиц. сайт Регион. координац. центра Свердл. обл. WorldSkills Russia]. 2019. URL: https://www.ws-ekb.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F (дата обращения: 26.01.2020).
Мурашев А. Другая школа. Откуда берутся нормальные люди. М., 2019. 349 с.
Национальный проект «Образование» 2019–2024 : [офиц. сайт Мин-ва просвещения РФ]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2019).
О проекте «Уральская инженерная школа» (с изм. на 31 мая 2016 г.) : указ Губернатора Свердл. обл. от 6 окт. 2014 г. № 453-УГ [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/422448790 (дата обращения: 27.01.2020).
Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования : приказ Мин-ва образования от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901837067 (дата обращения: 25.01.2020).
Об утверждении муниципальной программы «Развитие системы образования и создание условий для организации труда, отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании “город Екатеринбург” на 2017–2021 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации города Екатеринбурга» : постановление Администрации г. Екатеринбурга от 31 окт. 2016 г. № 2166 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/429069324 (дата обращения: 26.01.2020).
Работа без аттестата? Опыт Швейцарии [Электронный ресурс]. URL: https://ok.ru/video/11664819594 (дата обращения: 27.01.2020).
Рябцева И. В. Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьников в отечественном и зарубежном опыте // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 4. С. 217–225.
Тарлавский В. И. Некоторые аспекты необходимости технологизации профессиональной ориентации (историко-педагогический и научно-теоретический) // Ученые записки : электрон. науч. журн. Кур. гос. ун-та. 2019. № 4. С. 188–197.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.1.021
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.