Правовые основы работы СМИ в ходе избирательной кампании в Германии

Олег Владимирович Бондаренко

Аннотация


Повседневную жизнь политических элит невозможно представить без участия представителей средств массовой информации. Именно благодаря их работе политические партии и их кандидаты имеют возможность выстроить оперативную обратную связь с гражданами, доступными средствами донести до населения основы своей политической программы, грамотно организовать предвыборную агитацию. Особый интерес представляет роль в избирательных кампаниях западных СМИ, в особенности СМИ Германии, которая известна прочностью демократических начал в области теле- и радиовещания, а также стремлением к достоверности транслируемой информации.
В статье автор на основании историко-генетического и сравнительного анализа рассматривает законодательные акты, регламентирующие деятельность СМИ в Германии, выявляет существующие противоречия, а также направления для совершенствования немецкой системы управления деятельностью средств массовой информации как в стране в целом, так и в отдельных землях Германии. Давность законодательных актов, нормы которых мало изменялись с течением времени, позволяет сделать вывод, с одной стороны, о статичности нормативных оснований деятельности сотрудников теле- и радиовещания в период избирательных кампаний, с другой — о незыблемости основ свободы слова и печати в германском государстве.


Ключевые слова


СМИ; избирательные кампании; Федеративная Республика Германия; свобода слова и печати; Основной закон Федеративной Республики Германии; законы немецких земель о прессе; ограничения СМИ

Полный текст:

PDF

Литература


Ареева М. В. К вопросу о правовой основе информационной политики ФРГ // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-osnove-informatsionnoy-politiki-frg (дата обращения: 08.02.2020).

Богач К. О. Сравнительно-правовое исследование статуса публичных органов контроля и надзора за деятельностью СМИ в России, США и Германии // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. : Юридические науки. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoe-issledovanie-statusa-publichnyh-organov-kontrolya-i-nadzora-za-deyatelnostyu-smi-v-rossii-ssha-i-germanii (дата обращения: 08.02.2020).

Бондарь Н. С. Предвыборная агитация: теория и практика. М., 2004. 202 с.

Вороненкова Г. Ф. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности в Германии // Международный правовой курьер. 2015. № 2 (8). С. 17–22. URL: http://inter-legal.ru/nekotorye-aspekty-zashhity-intellektualnoj-sobstvennosti-v-germanii (дата обращения: 08.02.2020).

Выдержка из ежегодного доклада МИД РФ «О ситуации с обеспечением прав человека в Европейском союзе», 2013 г., раздел «Германия». URL: http://russkoepole.de/en/analitika/1623-doklad-o-situa- (дата обращения: 10.02.2020).

Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению. 4-е изд., перераб. М., 2015. 888 с.

Егоров С. Е. Правовые основания использования интернета как социологической технологии в избирательных кампаниях // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovaniya-ispolzovaniya-interneta-kak-sotsiologicheskoy-tehnologii-v-izbiratelnyh-kampaniyah (дата обращения: 08.02.2020).

Конституционное право государств Европы / под ред. Д. А. Ковачева. М., 2005. 320 с.

Лейбо Ю. Избирательная система в Германии: особенности подготовки и проведения выборной кампании // Новое в отраслях права. 2012. № 2 (23). С. 11–17.

Лобанов О. Принципы регулирования предвыборной агитации на телевидении Европы и США // Законодательство и практика массмедиа. 2002. № 7 (19). С. 31–34.

Международный пакт о гражданских и политических правах : принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 06.02.2020).

Российские немцы: «Не изображайте всех нас избирателями АдГ!». URL: https://www.dw.com/ru/российские-немцы-не-изображайте-всех-нас-избирателями-адг/a-40603854 (дата обращения: 10.02.2020).

Трофимов М. С. Реализация права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа : дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 22 с.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Германии : в ред. от 13.11.1998 г. по состоянию на 15.05.2003 г. URL: http://okpravo.ru/zarubezhnoe-pravo/ugolovnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/уголовный-кодекс-фрг.html (дата обращения: 08.02.2020).

Чудов П. С. Конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации на примере субъектов Российской Федерации, находящихся на территории Южного федерального округа : дис. … канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 220 с.

Энциклопедия общественного вещания. М., 2005. 384 с.

Die konkreten Ziele der Alternative für Deutschland. 06.04.2013. URL: https://www.welt.de/politik/deutschland/article115038859/Die-konkreten-Ziele-der-Alternative-fuer-Deutschland.html (accessed: 24.03.2020).

Deutscher Bundestag — Grundgesetz. URL: https://www.bundestag.de/parlament/aufgaben/rechtsgrundlagen/grundgesetz/grundgesetz-197094 (accessed: 24.03.2020).

Rundfunkbeitragsstaatsvertrag (RBStV). Eine Information von ARD, ZDF und Deutschlandradio. URL: https://www.ard.de/download/556014/Rundfunkbeitragsstaatsvertrag.pdf (accessed: 24.03.2020).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.2.030

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.