Семиотический подход к визуальным коммуникациям

Светлана Ивановна Симакова

Аннотация


В центре внимания автора статьи визуализация журналистского контента как один из феноменов современного мира. Сформулировав цель исследования — рассмотреть семиотический подход к визуальным коммуникациям (на примере инфографики), автор последовательно реализует ее. Конкретизируются понятия семиотического подхода, визуальных коммуникаций, далее эти понятия рассматриваются в совокупности — семиотический подход применительно к визуальным коммуникациям. Статья представляет собой комплексное исследование трех современных феноменов: журналистики, инфографики и медиаэстетики.


Ключевые слова


визуальные коммуникации; визуальный образ; инфографика; медиаобраз; медиатизация; медиаэстетика; семиотический подход

Полный текст:

PDF

Литература


Аванесов С. С. Визуальность и коммуникация // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. Томск, 2014. № 2. С. 11–25.

Авиденко А. В. Инфографика как альтернативный способ подачи информации // Университетские чтения Пятигорск. гос. ун-та. 2016. С. 58–62.

Беззубова О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины XX века // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. Сер. : Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 75–79.

Визуальный поворот в массовых коммуникациях : моногр. / С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева ; под ред. С. И. Симаковой. Челябинск, 2017. 112 с.

Габова М. В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. 2017. № 2 (24). С. 30–40.

Гладких А. С. Потенциал семиотического подхода в контексте современной визуальной культуры // Вестн. ВГУ. Сер. : Филология. Журналистика. 2018. № 4. С. 109–112.

Горбачева А. Г. Обмен визуальной информацией и короткими сообщениями как современный вид сетевых коммуникаций // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. Томск, 2015. № 1 (3). С. 133–139.

Загидуллина М. В. Ключевые черты медиаэстетики: ментально-языковые трансформации // Челябинский гуманитарий. 2016. № 2 (35). С. 46–52.

Загидуллина М. В. Медиаэстетика и эстетика журналистики: к вопросу о разграничении феноменов // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : сб. материалов Междунар. науч. форума : в 2 т. / отв. ред. В. В. Васильева. СПб., 2019. С. 150–151.

Иваницкий В. Л. Программа модернизации института российской журналистики // RELGA. 2011. № 11. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2947&level1=main&level2=articles (дата обращения: 07.05.2020).

Казарина Т. Ю. Современная визуальная культура в контексте системного подхода // Актуальные проблемы социокультурных исследований : сб. науч. ст. по итогам Межрегион. науч.-практ. конф. аспирантов и соискателей (Кемерово, 17–21 февр. 2014 г.). Кемерово, 2014. Вып. 10. С. 113–120.

Кинцанс В. Визуальная культура: анализ и пути формирования // World Science: Topical researches of the World Science. 2016. Vol. 3, № 7 (11). Р. 30–33.

Корконосенко С. Г. Субстанциональный подход к пониманию современной журналистики // Современный дискурс-анализ. 2018. № 3–1 (20). С. 9–15.

Лайкова Я. В. Медиаинфографика как формат медиатекста в российских онлайн-СМИ : дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 211 с.

Лаптев В. В. Проектно-художественная эволюция русской инфографики (XIX–XX вв.): зарождение, становление, развитие : дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2019. 369 с.

Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры : пер. с англ. Киев, 2004. 432 с.

Никулова Г. А., Подобных А. В. Средства визуальной коммуникации — инфографика и метадизайн // Образовательные технологии и общество. 2010. № 2. С. 369–387.

Олешко В. Ф. Социальная журналистика: какой она должна быть в информационную эпоху? // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение; вып. 63. 2012. № 5 (259). С. 113–117.

Остриков С. В. Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2014. 233 с.

Реутов А. С. Визуальные исследования современной культуры: феноменологический аспект : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2018. 35 с.

Савчук В. В. Феномен поворота в культуре XX века // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1 (10). С. 93–108.

Свитич А. Л. Графическая иллюстрация как визуальный компонент контента качественных изданий : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 29 с.

Симакова С. И., Топчий И. В. Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей : моногр. / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. Челябинск, 2019. С. 197–205.

Смикиклас М. Инфографика: коммуникация и влияние при помощи изображений : пер. с англ. А. Литвинова. СПб., 2014. 152 с.

Соколова Ю. В. Инфографика как продукт графического дизайна: проблема определения понятия // Культурологические чтения — 2016 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2016. С. 254–261.

Трушко Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации // Тр. БГТУ. 2017. № 1. С. 111–117.

Тулупов В. В. Формы подачи и жанры изобразительной пресс-журналистики // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. : Филология. Журналистика. 2015. № 1. С. 137–142.

Червякова Л. В. Семиотический подход к анализу креолизованных текстов на предмет выявления экстремистской направленности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. : Филология. Журналистика. 2016. Т. 16, вып. 1. С. 41–44.

Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп : электрон. науч. журн. 2014. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/1654

Шилина М. Г. Визуализация как императив коммуникации в парадигме bigdata? // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб. ст. II Междунар. науч. конф., 24–25 нояб. 2016 г. / под ред. Н. Ф. Федотовой. Казань, 2016. С. 112–117.

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования : учебник / пер. с польск. Н. В. Морозовой ; авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. М., 2007. 168 с.

Эстетика журналистики : моногр. / под ред. М. А. Бережной. СПб., 2018. 250 с.

Deuze M. What is journalism? : Professional identity and ideology of journalists reconsidered // Journalism. 2005. Vol. 6, iss. 4. P. 442–464. DOI: 10.1177/1464884905056815.

Cairo A. The functional art: An introduction to information graphics and visualization. Berkeley, 2013. 384 p.

Krotz F. The meta-process of ‘mediatization’ as a conceptual frame // Global Media and Communication. Vol. 3, iss. 3. P. 256–260. DOI: 10.1177/17427665070030030103.

Manovich L. The language of new media. Cambridge, 2001. 354 p.

Mitchell William J. T. Image science: iconology, visual culture, and media aesthetics. The University of Chicago Press, 2015. 272 p.

Simakova S. Infographic As A Visual Language // European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. P. 53–63. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.08.02.7.

Simakova S., Ivandaeva E. National Features Of Infographics // European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS. 2019. P. 80–89. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.08.02.10.

Tufte E. Envisioning Information. Graphics Pr., 1990. 126 p.

Zettl H. Sight Sound Motion: Applied Media Aesthetics. 6th ed. Boston, 2011. 464 p.

Woo E. The Evolution of Infographics // Venngage. 2015. URL: https://venngage.com/blog/evolution-of-infographics.

Jacobson S. Transcoding the news: An investigation into multimedia journalism published on nytimes.com 2000–2008 // New Media & Society. 2012. Aug. Р. 1–19.

Zagidullina M. Медиаэстетика в аспекте эколингвистического подхода // Język rosyjski XXI wieku: Źródła i perspektywy = Русский язык ХХI века: Истоки и перспективы. Warszawa, 2017. P. 24–29.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.3.052

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.