Мастерские шестидесятых: поколение глазами художников

Татьяна Александровна Снигирева, Алексей Васильевич Подчиненов

Аннотация


Книги мемуарного характера художников, вошедших в отечественную культуру в годы «оттепели», «Промельк Беллы» Б. Мессерера и «Мастерская» В. Воловича, рассмотрены в контексте воспоминаний знаменитых шестидесятников, чья деятельность осуществлялась в разных сферах искусства (литература, музыка, театр, кинематограф и т. д.). Обнаружено несомненное сходство их целеполагания: традиционный рассказ «о времени и о себе», хронологически последовательное повествование о своей судьбе в соотнесенности с судьбой своего поколения. Определены индивидуальные черты воспоминаний, идущие от своеобразия творческой личности автора и его профессиональных приоритетов. Б. Мессерер, человек театра, предлагает драматургически преобразованную реальность шестидесятых, В. Волович, человек книги, склонен к саморефлексии и анализу. Сравнительное исследование двух мемуарных и во многом итоговых книг привело к определению особой значимости места (вне зависимости от его столичной или провинциальной локации), в котором осуществлялись личные и общие для поколения свободные творческие поиски. В случае Б. Мессерера и В. Воловича — это мастерские, мастерские художников и мастерские поколенческого сообщества, в которых происходила «свободы черная работа» (В. Леонович).


Ключевые слова


В. Волович; Б. Мессерер; поколение; социокультурная ситуация; «оттепель»; шестидесятничество; мемуары; нарратив; гений места; место гения

Полный текст:

PDF

Литература


Битов А. Строгость богемы // Борис Мессерер — мастерская на Поварской. Ростов н/Д, 1994. С. 5–8.

Буртин Ю. Г. Исповедь шестидесятника / под ред. В. Г. Хороса. М., 2003. 648 с.

Венцлова Т. Ворованный воздух // Тарасов В. Трио. М., 2004. С. 5–8.

Волович В. Мастерская. Записки художника. Екатеринбург, 2017. 608 с.

Евтушенко Евг. Волчий паспорт. М., 1998. 575 с.

Кабаков А. Победитель // Козлов А. С. Козел на саксе. М., 1998. С. 5–8.

Козлов А. С. Козел на саксе. М., 1998. 448 с.

Мессерер Б. Промельк Беллы. Романтическая хроника. М., 2016. 848 с.

Михеев М. Дневник как эго-текст (Россия, XIX–XX). М., 2007. 264 с.

Письма Беллы. Белла Ахмадулина Борису Мессереру. Письма. Борис Мессерер Белле Ахмадулиной. Портреты. М., 2017. 364 с.

Снигирева Т. А., Подчиненов А. В. Литературные мемуары: два полюса одного жанра // Пушкинские чтения–2011. «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст : материалы XVI Междунар. науч. конф. СПб., 2011. С. 103–111.

Тарасов В. Трио. М., 2004. 254 с.

Ульянов М. А. Приворотное зелье : автобиогр. проза. М., 2001. 288 с.

Чупринин С. И. Оттепель: время больших ожиданий // Оттепель, 1953–1956. Страницы русской советской литературы / сост., автор вступ. ст. и «Хроники важнейших событий» С. И. Чупринин. М., 1989.

Явлинский Г. А. Дисциплина свободы // Буртин Ю. Г. Исповедь шестидесятника / под ред. В. Г. Хороса. М., 2003. С. 5–10.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.3.054

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.