Исследование нравственной сферы и особенностей взаимоотношений с родителями старших дошкольников
Аннотация
В статье проанализированы вопросы значения особенностей семейного воспитания в контексте формирования нравственной сферы старших дошкольников. Была сформулирована гипотеза о существовании связи между нарушениями в стилях семейного воспитания и показателями когнитивного и эмоционального компонентов нравственной сферы старших дошкольников. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. К первым относится изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым — психодиагностические инструменты: диагностика родителей по методике «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), диагностика компонентов нравственной сферы старших дошкольников по методике «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина), а также экспертный опрос педагогов. Проведенное исследование позволило убедиться в том, что характеристики нравственной сферы личности старших дошкольников обусловлены особенностями взаимоотношений в их семьях: отвержение ребенка, гипопротекция или недостаток внимания со стороны родителей, отсутствие обязанностей у ребенка негативно сказывается на развитии нравственной сферы старших дошкольников, в особенности на характеристиках когнитивного и эмоционального компонентов. Выяснилось, что более трети детей имеют низкий уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы (низкий уровень развития эмпатии). Наиболее распространенными типами негармоничного воспитания являются «минимальность санкций» и «недостаточность требований-запретов». Экспертный опрос показал, что ярче выражены в поведении детей такие качества, как вежливость, правдивость и щедрость, а менее всего развиты — терпимость, трудолюбие, сострадание. Обнаружен разрыв между усвоением нравственных норм и их выражением в поведении старших дошкольников. Исследование показывает необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах выстраивания взаимоотношений с детьми старшего дошкольного возраста, углубления и расширения эмоциональной компетентности и культуры родителей в области нравственного развития ребенка.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Байдина В. А. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации // Новые исследования. 2012. № 1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-razvitiya-detey-starshego-oshkolnogo-vozrasta-kak-cposob-rannego-vyyavleniya-riskov-dezadaptatsii (дата обращения: 04.12.2019).
Гудонис В. П., Вачков И. В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей // СДО. 2019. № 4 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh-starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley (дата обращения: 04.12.2019).
Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. СПб., 2002.
Кузьмишина Т. Л., Чирикина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3, № 1. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n1/69040.shtml (дата обращения: 08.10.2019).
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 1948. С. 4–15.
Мелентьева Е. В. Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярослав. пед. вестн. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-vzaimodeystviya-roditeley-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-sovremennoy-semie (дата обращения: 17.10.2019).
Мельникова Н. В., Овчарова Р. В. Концепция развития нравственной сферы личности в дошкольном возрасте // Вестн. Курган. гос. ун-та. 2008. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-nravstvennoy-sfery-lichnosti-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 16.10.2019).
Паутова А. М., Першина Т. В. Изучение представлений о нравственных качествах у детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). URL: https://elibrary.ru/itembox_items.asp?id=883138 (дата обращения: 16.10.2019).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. URL: http://base.garant.ru/71057260/ (дата обращения: 10.10.2019).
Сурова И. В. Моральное сознание детей и его исследования в психологии // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2008/n5/Surova.shtml (дата обращения: 11.10.2019).
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб., 2017. 208 с.
Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2007. 672 с.
Feldman R. Mother-infant synchrony and the development of moral orientation in childhood and adolescence: Direct and indirect mechanisms of developmental continuity // American Journal of Orthopsychiatry. 2007. Vol. 77 (4).
Hawley P. H., John Geldhof G. Preschoolers’ social dominance, moral cognition, and moral behavior: An evolutionary perspective // Journal of Experimental Child Psychology. 2012. Vol. 112(1). P. 18–35.
Nucci L., Weber E. K. Social Interactions in the Home and the Development of Young Children’s Conceptions of the Personal // Child Development. 1995. Vol. 66 (5). P. 1438–1452.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.3.057
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.