Исследование взаимосвязи счастья и доверия у студентов
Аннотация
Одним из важнейших предикторов счастья считается удовлетворенность межличностными отношениями, базой развития которых является доверие. При этом доверие исторически и культурно обусловлено и имеет национальные особенности. В России в 90-х гг. XX в. сформировался такой общественно-психологический феномен, как «дефицит доверия» населения, проявляющийся во всех сферах жизни. Сегодня студенческого возраста достигло поколение, чье детство проходило в атмосфере «дефицита доверия». В статье представлены результаты исследования связи счастья студентов с доверием к себе, людям и миру, а также с такой личностной характеристикой, как доверчивость. Участие в исследовании приняли 100 студентов (23 мужчины и 77 женщин) в возрасте от 18 до 22 лет. В качестве диагностического инструментария были использованы: обновленный Оксфордский опросник счастья; опросник Кеттелла 16 PF (фактор L (шкала «Доверчивость / Подозрительность»)); методика А. Б. Купрейченко «Изучение доверия/недоверия личности миру, людям, себе»; методика А. Б. Купрейченко «Оценки доверия/недоверия личности другим людям». Исследование выявило значимую положительную связь счастья с доверием к себе и с такой личностной характеристикой, как доверчивость, а также отрицательную связь с доверием к миру. Более счастливыми ощущают себя самодостаточные студенты, опирающиеся на собственные ресурсы и не рассчитывающие на помощь окружающего мира.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Антоненко И. В. Доверие: социально-психологический феномен : монография. М., 2004. 320 с.
Аргайл М. Психология счастья. СПб., 2003. 272 с.
Борманс Л. Большая книга о счастье. М., 2015. 370 с.
Зеленев И. А., Прохода В. А. Субъективное благополучие и доверие в контексте психологической безопасности в современной России и других европейских странах // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 340—367. URL: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.14 (дата обращения: 20. 05. 2020).
Зинченко В. П. Психология доверия. Самара, 2001. 104 с.
Зотова О. Ю., Тарасова Л. В., Карапетян Л. В. Психологическая безопасность пожилых людей // Ярославский пед. вестн. 2019. № 5 (110). С. 88–98.
Зотова О. Ю., Сюткина Е. Н. Параметры связи доверия с субъективным благополучием личности // Znanstvena misel journal. 2018. № 21. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36496520& (дата посещения: 20.05.2020).
Ильин Е. П. Психология доверия. СПб., 2013. 288 с.
Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия / Ин-т психологии РАН. М., 2008. 564 с.
Леонова И. Ю. Доверие: понятие, виды и функции // Вестн. Удм. ун-та. Сер. : Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 25, вып. 2. С. 34–41.
Общественное мнение — 2019. М., 2020. 188 с.
Пермякова М. Е., Виндекер О. С., Сморкалова Т. Л. Удовлетворенность жизнью и счастье россиян зрелого возраста // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире : сб. науч. тр. XXI Рос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), г. Екатеринбург, 12–13 апр. 2019 г. / ред.: Л. А. Закс, А. П. Семитко, С. А. Мицек [и др.]. Екатеринбург, 2019. С. 254–267.
Пермякова М. Е., Муртазина М. А. Субъективное ощущение счастья у матерей и их детей юношеского возраста // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 1 (147). С. 85–91.
Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006. 368 с.
Скрипкина Т. П. Психология доверия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000. 264 с.
Сунцова Я. С. Психологическое благополучие личности в связи с доверием к себе и людям // Вестн. Удм. ун-та. Сер. : Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, вып. 1. С. 33–46.
Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика. 2006. № 4. С. 8–15.
Diener E., Seligman M. “Very Happy People” // Psychological Science. 2002. Vol. 13. P. 81–84. URL.: http://www.researchgate.net/publication/11468365_Very_Happy_People (accessed: 21.11.2015).
Myers D. G., Diener E. “Who is happy?” // Psychological Science. 1995. Vol. 6. P. 10–19.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.076
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.