Исследование личностных предикторов рискового поведения студентов
Аннотация
В статье представлены результаты исследования рискового поведения и его личностных предикторов в студенческом возрасте. Рисковое поведение рассматривается как симптомокомплекс черт, связанных между собой и проявляющихся в разных сферах. В качестве методик диагностики использованы традиционные методики А. Шуберта и М. Цуккермана, а также новая для российских исследований методика DOSPERT Е. У. Вебера. Рисковое поведение рассматривается как трехкомпонентное явление. Базовым свойством, влияющим на выбор рискового поведения, выступает готовность к риску. Качества личности, сопряженные с разными ситуациями риска, соответствуют предпочитаемым стратегиям рискового поведения. Стратегии проявляются в разных сферах жизни и обусловлены опытом. В исследовании выявлены предикторы разумного и неразумного риска как разных механизмов рискового поведения.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни. М., 1989. 187 c.
Артемьева Л. В. Феномен риска в психологии : магист. дис. / Урал. федер. ун-т, Урал. гуманитар. ин-т. Екатеринбург, 2018. 137 с.
Буянов В. П., Кирсанов К. А., Михайлов Л. М. Рискология (управление рисками) : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 384 с.
Ветюгов В. В., Орлов А. В. Адаптация русскоязычной версии теста Doman-Specific Risk Taking (DOSPERT) Е. У. Вебера // Вопр. психического здоровья детей и подростков. 2017 (17). № 2. С. 43. (Приложение : сб. тез. VI междунар. конгр. «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья»).
Власенко Р. Я., Лосева Т. Н. Риск как самостоятельный компонент системной организации целенаправленной деятельности субъекта // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И. П. Павлова. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risk-kak-samostoyatelnyy-komponent-sistemnoy-organizatsii-tselenapravlennoy-deyatelnosti-subekta (дата обращения: 15.07.2020).
Ильин Е. П. Психология риска. СПб., 2012. 267 с.
Казанцева Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
Калугина Н. Р., Чаликова О. С. Склонность к риску в коммуникативных стратегиях студентов // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе : сб. ст. X Урал. демогр. форума : в 2 т. Екатеринбург, 2019. Т. 2. С. 360–366.
Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений : учеб. пособие. М., 2003. 286 с.
Крутько И. С., Чаликова О. С. Феномен риска в профессиональной деятельности психолога // Педагогическое образование в России. 2016. № 4. С. 168–173.
Сборник психологических тестов. Ч. 1 : Пособие / сост. Е. Е. Миронова. Минск, 2005. 155 с.
Чаликова О. С. Личностные предикторы профессиональной успешности технических специалистов // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 1 (159). С. 86–92.
Чаликова О. С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты : учеб. пособие. Екатеринбург, 2017.
Шаболтас А. В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12 : Cоциология. 2014. Вып. 3. С. 5–16.
Weber E. U., Blais A.-R., Bezt N. A. Domain-specific risk-attitude scale: Measuring risk perceptions and risk behaviors // Journal of Behavioral Decision Making. 2002. № 15. P. 263–290.
DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.077
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.