Корреляция показателей школьного благополучия и имплицитной теории интеллекта психологически благополучных школьников

Сергей Анатольевич  Водяха, Юлия Евгеньевна Водяха

Аннотация


На основании результатов исследований представителей позитивной психологии авторы предположили, что одним из наиболее важных результатов воспитания и обу­чения в средней школе является сформированная имплицитная теория интеллекта школьника, которая усваивается во взаимодействии подростка со сверстниками, родителями и учителями. В настоящее время уверенность в собственной интеллектуальной состоятельности школьников рассматривается в качестве приоритетных целей школьного образования. В то же время существует недостаточно исследований соотношения показателей имплицитных теорий интеллекта и школьного благополучия. В исследовании принимало участие 169 учащихся 7–10-х классов средних школ г. Екатеринбурга. В результате анализа корреляционных связей авторы установили, что принятие теории наращиваемого интеллекта, обогащаемой личности и цели обучения школьниками с высоким уровнем психологического благополучия связано с позитивным отношением к школе. Самооценка обучения школьников с низким уровнем психологического благополучия будет положительной при условии, если у подростка проявляется положительное отношение к школе и к педагогам, при отрицательном отношении к родителям.


Ключевые слова


имплицитная теория интеллекта; психологическое благополучие; развивающийся тип мышления школьников; мотивационные паттерны психологически благополучных школьников

Полный текст:

PDF

Литература


Blackwell L. S., Trzesniewski K. H., Dweck C. S. Implicit theories of intelligence predict achievement across an adolescent transition: a longitudinal study and an intervention // Child Dev. 2007. Vol. 78, iss. 1. P. 246–263. doi: 10.1111/j.1467-8624. 2007.00995.x

Burnette J. L., O’Boyle E. H., VanEpps E. M., Pollack et al. Mind-sets matter: a meta-analytic review of implicit theories and self-regulation // Psychol. Bull. 2013. Vol. 139, iss. 3. P. 655–671. doi: 10.1037/ a0029531

Dotterer A. M., Lowe K. Classroom context, school engagement, and academic achievement in early adolescence // J. Youth Adoles. 2013. Vol. 40. P. 1649–1660. doi: 10.1007/s10964-011-9647-5

Durlak J. A., Weissberg R. P., Dymnicki A. B. et al. The impact of enhancing students’ social and emotional learning: a meta-analysis of school-based universal interventions // Child Dev. 2011. Vol. 82. P. 405–432. doi: 10.1111/j.1467-8624. 2010.01564.x

Dweck C. S., Chiu C. Y., Hong Y. Y. Implicit theories: elaboration and extension of the model // Psychol. Inquiry. 1995. Vol. 6. P. 322–333. doi: 10.1207/ s15327965pli0604

Nussbaum A. D., Dweck C. S. Defensiveness versus remediation: selftheories and modes of self-esteem maintenance // Pers. Soc. Psychol. Bull. 2008. Vol. 34. P. 599–612. doi: 10.1177/ 0146167207312960

Seligman M. E., Ernst R. M., Gillham J. et al. Positive education: positive psychology and classroom interventions // Oxford Rev. Educ. 2009. Vol. 35. P. 293–311. doi: 10.1080/03054980902934563

Yeager D. S., Romero C., Paunesku D. et al. Using design thinking to improve psychological interventions: the case of the growth mindset during the transition to high school // J. Educ. Psychol. 2016. Vol. 108. P. 374–391. doi: 10.1037/edu0000098




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.078

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.