Социальные основания (не)успешности образовательных общностей

Нина Васильевна Шаброва, Полина Анатольевна Амбарова

Аннотация


Для преодоления образовательной неуспешности учащихся необходима идентификация социальных оснований данного явления. Цель статьи состоит в классификации и анализе многообразных социальных причин образовательной неуспешности российских школьников и студентов. В основе статьи — материалы междисциплинарного исследования «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности», осуществленного в 2019–2020 гг. В ходе эмпирического исследования применялись методы экспертного интервью с представителями образовательных организаций Свердловской области, фокус-групп со школьниками и студентами колледжей и вузов, вторичный анализ данных педагогических, социально-психологических, социологических исследований образовательной неуспешности.


Ключевые слова


образовательная неуспешность; образовательные общности; человеческий капитал; социальные факторы образовательной деятельности

Полный текст:

PDF

Литература


Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинов Д. М. Эффективность школы — позиция родителей // Вопр. образования. 2014. № 3. С. 118–134.

Афанасенкова Е. Л., Артюкевич А. Н. Сравнительный анализ динамики ведущих мотивов учебно-профессиональной деятельности на примере студентов разных поколений (2002–2013) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2015. № 1. С. 155–169.

Бочавер А. А., Вербилович О. Е., Павленко К. В. и др. Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 4. C. 32–40.

Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-­экономический статус семьи и результаты обучения // Вопр. образования. 2018. № 3. С. 68–90.

Гребенникова О. В., Аянян А. Н., Юрченко Н. И., Полева Н. С. Социальное и личностное развитие современной молодежи в технологическом обществе // Вестн. РГГУ. Сер. : Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 1. С. 151–166.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социол. журн. 2020. Т. 26, № 2. С. 60–81.

Клячко Т. Л., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопр. образования. 2019. № 4. С. 71–92.

Константиновский Д. Л. Российская молодежь перед современными вызовами рынка труда // Будущее сферы труда: глобальные вызовы и региональное развитие : сб. ст. междунар. форума «Будущее сферы труда: достойный труд для всех» (Уфа, 4–5 февр. 2019 г.). Уфа, 2019. С. 210–214.

Кофейникова Ю. Л. Психолого-педагогические проблемы образования поколения Z в современном социально-культурном контексте // Вестн. Сарат. обл. ин-та развития образования. 2015. № 3. С. 67–71.

Латов Ю. В. Симулякры знаний и образовательные неравенства в сфере андрагогического образования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. Вып. 2 (120). C. 211–219.

Леонидова Г. В. Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 3. С. 172–188.

Любжин А. И. Образование и демократия: сотрудничество или конфликт? // Вопр. образования. 2015. № 4. С. 292–305.

Михалева М. Н., Потехина И. П. Родители о качестве школьного образования: динамика мнений // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. М., 2017. Вып. 2. С. 47–74.

Мурашов А. Другая школа: откуда берутся нормальные люди. М., 2019. 349 с.

(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство. М., 2019. 232 с.

Павленко К. В., Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Сивак Е. В. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопр. образования. 2019. № 2. С. 242–261.

Резильентные школы: высокие достижения в социально неблагополучном окружении : информ. бюл. М., 2017. 36 с.

Серкина Я. И. Социальные риски имитации образовательных практик в России // Теория и практика общественного развития. 2018. № 5. С. 50–53.

Солдатова Г., Рассказова Е. Психологическое содержание цифрового разрыва между российскими подростками и их родителями // Образовательная политика. 2014. № 3. С. 64–77.

Товар-Гарсиа Э. Д. Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане // Вопр. образования. 2013. № 2. С. 252–269.

Уваров А. Г., Ястребов Г. А. Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей: ситуация в России // Мир России. 2014. № 2. С. 103–132.

Успехи учеников зависят от директора школы // Научно-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/185015515.html (дата обращения: 23.05.2020).

Участие родителей в школьном образовании: выбор, возможности, вовлеченность : информ. бюл. М., 2017. 32 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 26.05.2020).

Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3. С. 227–239.

Шпаковская Л. Образовательные притязания родителей как механизм воспроизводства социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2015. Т. 13, № 2. С. 211–224.

Шуклина Е. А., Певная М. В. Высшее образование и институт работодателей: проблемы эффективности межинституциональных взаимодействий // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 1. С. 155–163.

«Эффективные» школы: ресурсы, контингент и управленческие стратегии директоров : информ. бюл. М., 2017. 44 с.

Becker G. S., Lewis H. G. On the Interaction between the Quantity and Quality of Children // Journal of Political Economy. 1973. Vol. 81, № 2. P. 279–288.

Becker G. S., Tomes N. An Equilibrium Theory of the Distribution of Income and Intergenerational Mobility // Journal of Political Economy. 1979. № 87. P. 1153–1189.

Doepke M., Zilibotti F. Parenting With Style: Altruism and Paternalism in Intergenerational Preference Transmission // Econometrica. 2017. № 85. Р. 1331–1371.

Heckman J. J. Role of Income and Family Influence on Child Outcomes // Annals of the New York Academy of Sciences. 2008. № 1136 (1). P. 307–323.

Human Development Report 2019. Beyond income, beyond averages, beyond today: Inequalities in human development in the 21st century. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2019.pdf (accessed: 23.04.2020).

Nyvlt O. The sociodemographic determinants of academic performance and early career in the Czech Republic // Demografie. 2018. № 60 (2). Р. 111–123.

Shareef F., Khawaja M. J., Azid T. Does parents’ income matter in intergenerational transmission of human capital? A decomposition analysis // International Journal of Social Economics. 2017. № 44 (2). P. 267–283.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.080

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.