Влияние академической среды на образовательную (не)успешность: теоретические концепции и результаты эмпирических исследований

Анна Александровна Дроздова

Аннотация


Масштабы образовательной неуспешности среди студентов актуализируют исследования ее оснований и факторов. Цель статьи — на основе вторичного анализа результатов исследований определить факторы академической среды, оказывающие влияние на образовательную (не)успешность студентов. В статье академическая среда рассматривается как совокупность трех компонентов — инфраструктурного, общностного и аксиологического. Среди проанализированных в работе индикаторов академической среды в качестве оснований образовательной неуспешности автором выделены недостаточно комфортные условия для учебы и жизни; отношение педагогов к студентам как к объектам воздействия; несоответствие реальной корпоративной культуры вуза предпочтительной.


Ключевые слова


образовательная неуспешность; академическая среда; образовательная среда; академическая успешность; успеваемость

Полный текст:

PDF

Литература


Беловолов В. А., Султанбеков Т. И. Образовательная среда как социально-педагогический феномен // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 52–54.

Демененко И. А., Шавырина И. В. Организационная культура как клиентоориентированная технология повышения конкурентоспособности вуза // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18 : Социология и политология. 2017. № 1. С. 147–159.

Зборовский Г. Е. Образовательная неуспешность: ключевые проблемы концепции // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 :. Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 1. С. 170–179.

Исаева Н. В., Борисова Л. В. Сравнительный анализ национальных политик по развитию кампусов исследовательских университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 6 (88). С. 74–87.

Исаева Н. И. Психологические критерии оценки образовательной среды вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16751 (дата обращения: 20.09.2020).

Лабунская В. А., Бзезян А. А. Внешний облик в образовательной среде: оценка, самооценка, функциональная значимость // Современное образование. 2018. № 4. С. 8–18.

Лазарев С. В. К вопросу о факторах, влияющие на результаты обучения в вузе // Живая психология. 2016. Т. 3, № 2. С. 127–134.

Лебедева Т. В., Цыпин А. П., Сидоренко В. С. Статистический анализ факторов, влияющих на успеваемость студентов российских вузов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 9. С. 55–58.

Макарова Л. Н., Старцев М. В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12, № 5. С. 210–216.

Международное исследование показало, сколько в России неуспешных учеников // Российская газета. URL: https://rg.ru/2020/02/08/mezhdunarodnoe-issledovanie-pokazalo-skolko-v-rossii-neuspeshnyh-uchenikov.html (дата обращения: 03.09.2020).

Морозова Е. А. Совершенствование управления вузами региона на основе анализа мнения студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6 (94). С. 102–109.

Налетова И. В., Прохоров А. В. Структура корпоративной культуры современного университета // Вестн. ТГУ. 2010. № 12 (92). С. 23–28.

Неценко О. В. Человек в пространстве и среде: к опыту научно-педагогического осмысления // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 29–38.

Образцов И. В., Половнёв А. В. Удовлетворенность студентов качеством обучения в вузе: социологический анализ на примере МГЛУ // Вестн. МГЛУ. Общественные науки. 2017. № 2 (786). С. 221–241.

Оганян А. А., Хлопцов Д. М. Трансформация глобальной академической среды: механизмы и социально-экономические последствия // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2018. № 42. С. 22–40.

Петрова Р. Г., Рябова Т. В. Низкая успеваемость студентов младших курсов: мера социальной ответственности университета // Управление устойчивым развитием. 2019. № 1 (20). С. 62–67.

Помялова В. О., Волкова Н. В. Роль организационной культуры в процессе идентификации студентов с университетом // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24 (1). С. 133–146.

Прохода В. А. Образ идеального преподавателя вуза в сознании студентов // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления : материалы междунар. конф. (Екатеринбург, 28 февр. 2014 г.). Екатеринбург, 2014. Т. 3. С. 203–206.

Сивак Е. В., Юдкевич М. М. «Закрытая» академическая среда и локальные академические конвенции // Форсайт. 2008. Т. 2, № 4. С. 32–41.

Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 3, № 3. С. 133–138.

Фатхуллина Л. З. Регулирование конфликтов в студенческой среде // Управление устойчивым развитием. 2019. № 3 (22). С. 77–82.

Ханнанов Ш. К. Средовой подход в социологии // Среднерусский вестн. обществ. наук. 2011. № 1 (18). С. 72–76.

Черемискина И. И., Ращупкина В. А. Образ реального и желаемого преподавателя в представлениях студентов // Вестн. ВГУЭС. 2018. № 4. С. 144–149.

Шапоров А. М., Исаева Е. Р., Тюсова О. В. и др. Анализ факторов, влияющих на успешность обучения студентов медицинского вуза // Учен. зап. Ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). С. 293–299.

Design with distinction the value of good building design in higher education // CABE. 2005. URL: https://silo.tips/download/design-with-distinction-the-value-of-good-building-design-in-higher-education (aceessed: 10.09.2020).

Jafari S., Asgari A. Predicting Students’ Academic Achievement Based on the Classroom Climate, Mediating Role of Teacher-Student Interaction and Academic Motivation // Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2020. № 24 (1). P. 62–74.

Peker E., Ataöv A. Exploring the ways in which campus open space design influences students’ learning experiences // Landscape Research. 2020. № 45 (3). P. 310–326.

Sibanda L., Iwu C. G., Benedict О. H. Factors Influencing Academic Performance of University Students // Demography and Social Economy. 2015. № 2 (24). P. 103–115.

Ulug M., Ozden M., Eryilmaz A. The effects of teachers’ attitudes on students’ personality and performance // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 30. P. 738–742.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.4.081

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.