Дифференциация видеоигр в рамках культурологических исследований медиа

Марина Александровна Мясникова, Павел Евгеньевич Архипов

Аннотация


В статье рассматриваются различные классификации видеоигр, принадлежащие зарубежным и отечественным авторам. К настоящему времени признано существование нескольких подходов к изучению данного явления: одни опираются на социальные науки, другие направлены на изучение индустрии игр. Описываемый подход — культурологический, он не предполагает отождествление игры с искусством, хотя такое отождествление наблюдается в ряде современных исследований. В итоге предлагается собственная классификация видеоигр, опирающаяся на систему элементов морфологии культуры.

Ключевые слова


видеоигра; культура; искусство; медиа; классификация; типология; морфология

Полный текст:

PDF

Литература


Берн Э. Люди, которые играют в игры. URL: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/psihologiya/171170/fulltext.htm (дата обращения: 16.09.2020).

Богост Я. Бардак в видеоиграх // Логос. 2015. № 1 (103). С. 79–99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bardak-v‑videoigrah (дата обращения: 25.05.2020).

Ветушинский А. C. Спасти человечество: как видеоигры объясняют и меняют реальность. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/15865‑spasti-chelovechestvo-kak-videoigry-obyasnyayut-i‑menyayut-realnost (дата обращения: 19.05.2020).

Вольнов В. Феномен игры. URL: http://www.v-volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOfPlay.htm (дата обращения: 16.09.2020).

Геймификация всей страны. Какие задачи и для чего решает философия видеоигр : беседа А. Коняева с А. Ветушинским. 3 января 2014 г. URL: https://lenta.ru/articles/2014/01/03/gamification/(дата обращения: 10.09.2020).

Дворко Н. И. Интерактивный документальный фильм как феномен цифровой эпохи // ИСОМ. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnyy-dokumentalnyy-film-kak-fenomen-tsifrovoy-epohi (дата обращения: 18.09.2020).

Деникин А. А. Могут ли видеоигры быть искусством? // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mogut-li-videoigry-byt-iskusstvom (дата обращения: 07.03.2020).

Дзялошинский И. М. Игровая составляющая медиаконтента: функционал и типологические модели // Вопр. журналистики. 2018. № 4. С. 25–72.

Каган М. C. Морфология искусства. Л., 1972. 440 с.

Кайуа Р. Игры и люди : статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007. 304 с.

Киризлеев А. Ю. Классификация жанров компьютерных игр // Gameisart.ru. 2014. URL: https://gamesisart.ru/janr.html (дата обращения: 17.09.2020).

Кутлалиев Т. Х. Жанровая типология компьютерных игр: проблема систематизации художественных средств. М., 2014. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005547480 (дата обращения: 16.09.2020).

Лотман Ю. М. Искусство в ряду моделирующих систем // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. 704 с.

Лотман Ю. М. О природе искусства. URL: https://media.ls.urfu.ru/182/540/1216/1481/369/(дата обращения: 09.03.2020).

Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека : пер. с англ. 2‑е изд. М., 2007. 464 с.

Мартынов К. К. Game Studies: Как изучают видеоигры? 2015. 5 янв. URL: https://postnauka.ru/talks/41340 (дата обращения: 19.08.2020).

Научно-технический энциклопедический словарь. URL: https://rus-scientific-technical.slovaronline.com/734- %D0 %92 %D0 %98 %D0 %94 % D0 %95 %D0 %9E %D0 %98 %D0 %93 %D0 %A0 %D0 %90 (дата обращения: 10.09.2020).

Огилец Д. Аттракцион или новый язык искусства: Почему видеоигры не воспринимают всерьез // Dtf.ru. 2019. 20 авг. URL: https://dtf.ru/games/64924‑attrakcion-ili-novyy-yazyk-iskusstva-pochemu-videoigry-ne-vosprinimayut-vserez (дата обращения: 09.03.2020).

Смирнов С. А. Философия игры (пролегомены к построению философии игры) // Кентавр : методол. и игротехн. альманах. 1995. № 2. (14). URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site125/html/media16916/Smirnov_Filosofia_igri.doc (дата обращения: 19.09.2020).

Сухов А. А. Погружение в виртуальные миры: междисциплинарное исследование компьютерных игр. Екатеринбург, 2014. URL: http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/306902 (дата обращения: 11.08.2020).

Типология и классификация в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. М., 1982. 296 с.

Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001. 313 с.

Флиер А. Я. Модернизация модели морфологии культуры // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14, № 1. С. 20–26.

Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / пер. с нидерл. М., 2001. 352 с. URL: http://bourabai.ru/cm/homo_ludens01.htm (дата обращения: 08.03.2020).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.1.002

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.