Репрезентация социокультурного института армии и военнослужащего в современном российском и американском кино: опыт сравнительного анализа

Игорь Евгеньевич Мищенко

Аннотация


В статье поднимается вопрос о культурных аспектах национальной безопасности применительно к контексту современного искусства. Автор рассматривает российский и американский военный кинематограф 2010‑х гг. и выявляет типические черты репрезентации образов армии, военного и войны в целом в двух различных национальных кинематографических школах. Выявляется связь особенностей военного кино со специ­фикой исторической судьбы и обстоятельствами актуальной внешней политики. В заключение автор определяет некоторые риски и угрозы национальной культурной безопасности, связанные с трансляцией в российское культурное пространство точки зрения, выражаемой в американском военном кино.


Ключевые слова


военное кино; кинематограф; национальная безопасность; современная культура; российский кинематограф; американский кинематограф

Полный текст:

PDF

Литература


Ахмедов Ф. Б. «Мягкая сила» кинематографа США // Аллея науки. 2020. № 2 (41). С. 117–119;

Бычков С. П. Александр Невский: исторический прототип и экранный образ // Вестн. ОмГУ. 2004. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-nevskiy-istoricheskiy-prototip-i‑ekrannyy-obraz (дата обращения: 10.12.2020).

Воронов А. М. Проблема правдоподобия и правды в советских и российских художественных фильмах, посвященных Великой Отечественной войне // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2010. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-pravdopodobiya-i‑pravdy-v‑sovetskih-i‑rossiyskih-hudozhestvennyh-filmah-posvyaschyonnyh-velikoy-otechestvennoy-voyne (дата обращения: 10.12.2020).

Дронов В. А. Историческая и атрибутивная достоверность изображения врага в современных фильмах о Великой Отечественной войне // Власть. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-i‑atributivnaya-dostovernost-izobrazheniya-vraga-v‑sovremennyh-filmah-o‑velikoy-otechestvennoy-voyne (дата обращения: 10.12.2020).

Жемчугова О. А. Инструменты манипулирования массовым сознанием на примере кинематографа США // Вестн. МГИМО. 2014. № 2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-manipulirovaniya-massovym-soznaniem-na-primere-kinematografa-ssha (дата обращения: 10.12.2020).

Карушева Ю. М. Актуальные фильмы холодной войны: компаративный анализ // Социальная компетентность. 2018. Т. 3, № 4 (10). С. 79–83.

Китай — новая сверхдержава? // Русская служба BBC : [сайт]. 2005. 8 марта. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_4307000/4307933.stm (дата обращения: 10.12.2020).

Койне О., Франц В. А. Кинематограф как элемент системы «мягкой силы» государства // Дискурс-Пи. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinematograf-kak-element-sistemy-myagkoy-sily-gosudarstva (дата обращения: 10.12.2020).

Кулькин Е. С. Искусство как инструмент патриотического воспитания молодежи: опыт СССР 60–70‑х годов // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-kak-instrument-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-opyt-sssr‑60–70‑h‑godov (дата обращения: 10.12.2020).

Лямзин А. В. Базовые образы Великой Отечественной войны в советском и постсоветском кинематографе как элементы национальной российской идентичности // История и современное мировоззрение. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-obrazy-velikoy-otechestvennoy-voyny-v‑sovetskom-i‑postsovetskom-kinematografe-kak-elementy-natsionalnoy-rossiyskoy. (дата обращения: 10.12.2020);

Маслова А. В. Культурные и политические механизмы формирования «мягкой силы» Индии // Государственное управление : электрон. вестн. 2017. № 61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-i‑politicheskie-mehanizmy-formirovaniya-myagkoy-sily-indii (дата обращения: 10.12.2020).

Мединский предложил защищать российское кино от Голливуда. Снова // Русская служба BBC: [сайт]. 2018. 4 дек. URL: https://www.bbc.com/russian/features‑46437679 (дата обращения: 10.12.2020).

Морозова И. В. Американский фильм-биография в системе современной кинокультуры // Вестн. ВГИК. 2016. № 1 (27). С. 105–114.

Нагорная О. С., Раева Т. В. Образы Первой мировой войны на экранах межвоенной России и Германии: мемориальная политика и коллективная память // Вестн. ЮУрГУ. Сер. : Социально-гуманитарные науки. 2012. № 32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-pervoy-mirovoy-voyny-na-ekranah-mezhvoennoy-rossii-i‑germanii-memorialnaya-politika-i‑kollektivnaya-pamyat (дата обращения: 10.12.2020).

Рябов О. В. «From Russia with love»: Образ СССР в гендерном дискурсе американского кинематографа (1946–1963 гг.) // Общественные науки и современность. 2013. № 5. С. 166–176.

Рябова Т. Б., Панкратова Е. В. «Cold warriors» глазами современных россиян: рецепция кино­образов маскулинности американских военных периода холодной войны // Женщина в российском обществе. 2019. № 4. URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/ryabova-t‑b‑pankratova-e‑v‑cold-warriors-glazami-sovremennyx-rossiyan-recepciya-kinoobrazov-maskulinnosti-amerikanskix-voennyx-perioda-xolodnoj-vojny-str‑29–40 (дата обращения: 10.12.2020).

Хантигтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2007. 576 с.

Хохлов В. А. Великая Отечественная война в современном российском кино: продолжение в фэнтези-будущем // Новый ист. вестн. 2010. № 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-v‑sovremennom-rossiyskom-kino-prodolzhenie-v‑fentezi-buduschem (дата обращения: 10.12.2020).

Чистякова В. О. Отечественное военное кино 1911–2011 годов: медиатизация памяти // Культурол. журн. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennoe-voennoe-kino‑1911–2011‑godov-mediatizatsiya-pamyati (дата обращения: 10.12.2020).

Шняга: Мединский раскритиковал голливудскую кинофантастику // Российская газета: [интернет-портал]. 2019. 14 дек. URL: https://rg.ru/2019/12/14/shniaga-medinskij-raskritikoval-gollivudskuiu-kinofantastiku.html (дата обращения: 10.12.2020).

Якушенкова О. С. Азиат как чужой: несколько кейсов американской истории // Манускрипт. 2016. № 12–1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aziat-kak-chuzhoy-neskolko-keysov-amerikanskoy-istorii (дата обращения: 10.12.2020).

Belmonte L. A. Selling the American Way: U. S. Propaganda and the Cold War. Philadelphia, 2008. 272 p.

Greenwald J. Japan From Superrich To Superpower // Time : [webcite]. 1988. 4 July. URL: http://content.time.com/time/magazine/article/0,9171,967823,00.html (accessed: 10.12.2020).

McCormick J. The European Superpower. L., 2006. 256 p.

Nye J. S., Jr. Soft Power: The Means to Success In World Politics. N. Y., 2005. 209 p.

Nye J. S., Jr. The Future of Power. L., 2011. URL: https://books.google.ru/books?id= gp84DgAAQBAJ&hl=ru (accessed: 20.02.2018).

Rosefielde S. Russia in the 21st Century. The Prodigal Superpower. Cambridge, 2005. 244 p.

Shaw T., Youngblood D. J. Cinematic Cold War: The American and Soviet Struggle for Hearts and Minds. Lawrence, 2010. 301 p.

Zakaria F. India Rising // Newsweek. 2006. 3 May. URL: https://www.newsweek.com/india-rising‑106259 (accessed: 10.12.2020).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.1.015

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.