Танская керамика сань цай в контексте представлений о жизни и смерти

Татьяна Юрьевна Быстрова, Мэнтин Тао

Аннотация


В статье содержится гипотеза об использовании керамики сань цай в пышных погребениях эпохи Тан в Китае. Авторы рассматривают не только декор и символику керамических изделий, но и саму их природу. Влияние буддистских и даосских идей в период Тан приводит к утверждению трактовки жизни и смерти как целостного процесса, не имеющего внутренних оппозиций.

Ключевые слова


сань цай; танская трехцветная керамика; повседневная культура династии Тан; по-гребальные предметы; пышные похороны; смысл; культурные концепты жизни и смерти

Полный текст:

PDF

Литература


Васильев Л. С. Древний Китай. Т. 3 : Период Чжаньго (V–III вв. до н. э.). М., 2006.

Дебен­-Франкфор К. Древний Китай / пер. с фр. Е. Барсуковой. М., 2002.

Кверфельдт Э. К. Предмет в китайском искусстве. Л., 1937. 38 с.

Керамика // Синология : [сайт]. URL: http://www.synologia.ru/ (дата обращения: 31.12.2020).

Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и коммент. В. В. Малявина. М., 2004.

Кравцова М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Ки-тая : учеб. пособие. СПб., 2004.

Лёве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура. М., 2005. URL: https://historylib.org/historybooks/Maykl­Lyeve_Kitay­dinastii­KHan­­Byt­­religiya­­kultura/2 (дата обращения: 20.02.2021).

Леви­-Стросс К. Структурализм и экология // Леви­-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 337–355.

Малявин В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. М., 2008.

Малявин В. В. Пространство в китайской цивилизации. М., 2014.

Малявин В. В. Традиция «внутренних школ» ушу. М., 1993.

Погребенные царства Китая / пер. с англ. А. Чекмарева. М., 1998. 168 с.

Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность. М., 2004.

Тао Мэнтин, Быстрова Т. Ю. Методологический потенциал изучения концептов в культурологии // Изв. Урал. федер. ун­та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2020. № 2. С. 111–121. https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.2.035

Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко­религиозного описания. СПб., 1998.

Флиер А. Я. Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии // Обсерватория культуры. 2012. № 4. С. 4–11.

Цзечжан Л. Композицонные особенности живописи на фарфоре Китая : ав-тореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008.

Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. 2­е изд. / пер. с кит. Е. И. Лубо­Лесниченко, Е. В. Пузицкого и В. Ф. Сорокина. М., 1987.

Fang L. Chinese Ceramics. Cambridge, 2011.

Cui Jianfeng, Rehren Thilo, Lei Yong et al. Western technical traditions of pottery making in Tang Dynasty China: chemical evidence from the Liquanfang Kiln site, Xi’an city // Journal of Archaeological Science. 2010. Vol. 37, iss. 7. P. 1502–1509. https://doi.org/10.1016/j.jas.2010.01.010

Kawahara M. A Female Beauty of the Tang Dynasty: The Tomb Figurine of a Woman Holding a Pekinese // Kyoto National Museum. URL: https://www.kyohaku.go.jp/eng/dictio/touji/kasai.html (accessed: 31.12.2020).

Krahl R. Chinese Ceramics in the Late Tang Dynasty. 11 p. URL: https://asia.si.edu/wp­content/uploads/2017/10/04Krahl.pdf (accessed: 25.01.2021).

Чжан Даньдань. О гуманистической ценности Тан Сан­цай // Изв. Чаншаского ун­та. 2006. № 4. С. 107–108. 张丹丹 略探唐三彩的人文价值。长沙, 长沙大学学报, 2006年.第4期.第107–108页.

Чжоу Чжуняо. Анализ изобразительного искусства Тан Санцай в период процветающей династии Тан // Журнал высшего заочного образования (Ухань). 2006. № 1. С. 150–152. 周忠耀 盛唐气象之下的唐三彩造型艺术欣赏。武汉,高等函授学报,2006年 第1期,第150–152页.

Чжоу Хуайдун. Анализ искусства Тан Санцай // Нанькин: Сотни школ искусств. 2013. № 7. С. 227–229. 周怀东 唐三彩艺术研究。南京, 艺术百家, 2013年, 第7期, 第227–229页.

Юй Фувэй, Чжань Цзянь. Общее введение в танскую трехцветную карамику // Чжэнчжоу. Культурные реликвии центральной равнины. 1994. № 1. С. 61–65. 余扶危,张剑 唐三彩概述。郑州,中原文物,1994年,第1期,第61-65页。


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.