Социокультурные основания образовательной (не)успешности учащейся молодежи

Полина Анатольевна Амбарова, Нина Васильевна Шаброва

Аннотация


В статье рассматриваются социокультурные факторы, влияющие на образовательные достижения учащейся молодежи (школьников и студентов) и определяющие состояние их образовательной (не)успешности. Цель статьи состоит в выявлении и рассмотрении когнитивных, аксиологических и поведенческих факторов образовательной (не) успешности, имеющих социокультурную природу. В основе статьи — материалы междисциплинарного исследования «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности», осуществленного в 2019–2020 гг. В ходе эмпирического исследования применялись методы экспертного интервью с представителями образовательных организаций Свердловской области и вторичного анализа данных педагогических, социально­психологических, социологических исследований, отражающих социокультурные предпосылки образовательной (не)успешности.

Ключевые слова


образовательная неуспешность; образовательные общности; социокультурные факторы образовательной деятельности; культура интеллектуального труда; педагогическая культура

Полный текст:

PDF

Литература


Амбарова П. А. Анализ динамики институциональных изменений высшего образования // Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург, 2016. С. 260–277.

Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Будущее образовательных общностей: временная перспектива в условиях социальной неопределенности // Социол. иссл. 2016. № 10. С. 3–13.

Багдасарьян Н. Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008. № 5. С. 6–7.

Двенадцать решений для нового образования : докл. Центра стратег. разработок и ВШЭ. М., 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения: 23.09.2020).

Инфантилизм как норма // Научно-­образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/219383127.html (дата обращения: 12.10.2020).

Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

Кукьян В. Н., Швецова Н. А. Новые ценности образования в информационном обществе, противоречия их формирования // Вестн. Челяб. гос. ун­та. 2011. № 18 : Философия. Социология. Культурология. Вып. 21. С. 31–37.

Куликова С. В. Социокультурный нигилизм в образовании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун­та. 2016. № 2. С. 41–45.

Отложенная взрослость // Научно­-образовательный портал IQ. URL: https://iq.hse.ru/news/208637702.html (дата обращения: 08.10.2020).

Севостьянов Д. А., Павленко Т. В. Действующий закон об образовании: анализ инверсивных отношений // Социология науки и техники. 2018. Т. 9, № 1. С. 43–54.

Темницкий А. Л. Динамика терминальных и инструментальных ценностей уче-бы у студентов МГИМО // Вестник МГИМО­Университета. 2015. № 1. С. 226–236.

Титова Л. Г. Образование в контексте политики // Социально­политические исследования. 2018. № 1. С. 6–19.

Черниговская Т. Мозг, интернет и жидкий мир : лекция. URL: https://www.litres.ru/t­v­chernigovskaya/lekciya­internet­mozg­i­zhidkiy­mir­18519344 (дата обращения: 08.02.2021).

Яковлева И. В. Аксиологические противоречия современного образования и социокультурных реалий // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 103–113.

Shabrova N. The influence of parents on the formation of the human capital of schoolchildren // The 14 international days of statistics and economics in Prague, Czech Republic on September 10–12, 2020. P. 958–967. URL: https://msed.vse.cz/msed_2020/article/245­Shabrova­Nina­paper.pdf (accessed: 08.02.2021).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.2.042

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.