Новации в орнаментальной культуре как процесс утраты сакрального (на примере русского текстильного орнамента XVIII — начала XX в.)

Татьяна Леонидовна Щербакова

Аннотация


В статье анализируется процесс взаимодействия традиции и новации в культуре текстильного орнамента. Устойчивость традиции орнаментальных элементов исследуется с точки зрения онтологии архаического общества, его неразрывной связи с ритуалом. Процесс смещения культурного значения феномена орнамента от сакрального к декоративному рассматривается как механизм формирования новаций на материале орнамента русской вышивки и печатного текстильного рисунка (набойки) XVIII — начала XX в.

Ключевые слова


орнамент; орнаментальные структуры; текстильный орнамент; традиция; нова-ция; вышивка; набойка

Полный текст:

PDF

Литература


Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Советская археология. 1966. № 1. С. 62–63, 73–75.

Амброз А. К. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с крючками» // Советская археология. 1965. № 3. С. 14, 25.

Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно­-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

Бернштейн Б. М. Традиция и социокультурные структуры // Советская этнография. 1981. № 2. С. 107–108.

Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб., 2007. Т. 6. С. 517.

Воронов В. С. Крестьянское искусство. М., 1924.

Голан А. Миф и символ. М., 1993.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 2.

Даркевич В. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Советская этнография. 1960. № 4. С. 56–57.

Динцес Л. А. Древние черты в русском народном искусстве // История культуры Древней Руси. М., 1951. Т 2. С. 465.

Ефимова Л. Е., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного исторического музея. М., 1982. С. 23.

Иванов Н. А. Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций // Междунар. журн. исслед. культуры. 2015. № 3 (20), С. 16–17.

Ивановские ситцы : альбом / авт.-­сост. Е. В. Арсеньева. Л., 1983.

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке / Музей народного искусства ; сост. Г. П. Дурасов, Г. А. Яковлева. М., 1990.

Кричевский Е. Ю. Из истории дунайского понизовья в неолитическую эпоху // Краткие сообщ. о докл. и полевых исслед. Ин-та материальной культуры. 1940. № 8. С. 51.

Кричевский Е. Ю. Орнаментация глиняных сосудов у земледельческих племен неолитической Европы // Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та. Сер. ист. наук. 1949. № 85. С. 56.

Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-­этнографический источник. М., 1978.

Писарев С. Н. Древнерусский орнамент на парчах, набойках и других тканях (с X по XVII век включительно). СПб., 1903.

Соболев С. С. Набойка в России: история и способ работы. М., 1912.

Стасов В. В. Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружево. СПб., 1872. Вып. 1.

Топоров В. Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно­научных взглядов в древности. М., 1982. С. 16.

Ушаков Д. Н. Толковый словарь. URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=40758. (дата обращения: 20.06. 2021).

Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно­-изобразительных произведениях. М., 1993.

Щербакова Т. Л. Диалектика традиции и новации в формировании мотивов ивановских тканей XVII–XIX веков // Актуальные вопросы современной науки : сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Иваново, 2019 а. Ч. 3. С. 171–174.

Щербакова Т. Л. Культурная диффузия и синтез как метод формирования новых орнаментальных элементов ивановских тканей XVIII–XIX вв. на основе европейского орнамента // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых. Итоги 10­летия международной деятельности ШГПУ — Шуйского филиала ИвГУ : материалы ХII междунар. науч. конф. Иваново, 2019б. С. 192–193.

Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000.

Plath Sona. Tbe decorative arts of Sweden. N. Y., 1966.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.082

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.