Аномалии в высшем образовании как фактор неуспешности студентов

Гарольд Ефимович Зборовский

Аннотация


В статье анализируются во взаимосвязи социальные феномены неуспешности студентов и аномалий (девиаций) в высшем образовании, являющиеся достаточно распространенными и массовыми в университетах страны. Показываются характер и проявление связи академических девиаций и образовательной неуспешности студентов. Обращается внимание на необходимость ограничения аномалий в академическом поведении студентов и поиск способов, а также возможностей и путей противодействия им.

Ключевые слова


аномалии в высшем образовании; студенты; образовательная неуспешность; академические девиации; российский регион

Полный текст:

PDF

Литература


Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 88–106.

Бабинцев В. П., Серкина Я. И. Имитации в системе высшего образования России // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019. № 2. С. 21–27.

Денисова-Шмидт Е. В., Леонтьева Э. О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социол. исслед. 2015. № 9. С. 86–93.

Дремова О. В. Политика российских вузов в отношении академического мошенничества студентов: наказание или воспитание? // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 30–45.

Дремова О. В., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 366–394.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. 399 с.

Завадская М. А. Академическая неуспеваемость как социологический феномен: перспективы микросоциологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 2. С. 102–118.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. 2021а. № 1. С. 88–110.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Типологии аномалий в высшем образовании // Вестн. РУДН. Сер. : Социология. 2021б. Т. 21, № 3. C. 482–496.

Колесникова И. А. Академический гострайтинг − рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2, № 18. С. 127–148.

Ключарев Г. А. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Вестн. Ин-та социологии. 2013. № 6. С. 234–251.

Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223.

Селиверстова Н. А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социол. исслед. 2020. № 3. С. 71–77.

Учащаяся молодежь: от образовательной неуспешности к образовательной успешности / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург, 2021. 328 с.

Шмелева Е. Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований // Экон. социология. 2015. Т. 16, № 2. С. 55–79.

Baudrillard J. Simulacra and simulation. Ann Arbor, 1994. 164 p.

Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge, 2000. 228 p.

Bretag T., Harper R., Burton M. et al. Contract cheating: a survey of Australian university students // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44, № 11. P. 1837–1856. DOI: 10.1080/03075079.2018.1462788

Chapman D. W., Lindner S. Degrees of integrity: The threat of corruption in higher education // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41, № 2. P. 247–268. DOI: 10.1080/03075079.2014.927854.

Chirikov I., Shmeleva E., Loyalka P. The role of faculty in reducing academic dishonesty among engineering students // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45, № 12. P. 2464–2480. DOI: 10.1080/03075079.2019.1616169

Corruption in Higher Education: Global Challenges and Responses // Global Perspectives on Higher Education. 2020. Vol. 46.

Denisova-Schmidt E., Leontyeva E. The Unified State Exam in Russia // Corruption in Higher Education: Global Challenges and Responses. Leiden, 2020. P. 162–166. DOI: 10.1163/9789004433885

Hensley L. C., Kirkpatrick K. M., Burgoon J. M. Relation of Gender, Course Enrollment, and Grades to Distinct Forms of Academic Dishonesty // Teaching in Higher Education. 2013. Vol. 18, № 8. P. 895–907.

MacLeod P. D., Eaton S. E. The Paradox of Faculty Attitudes toward Student Violations of Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2020. Vol. 18, № 4. P. 347–362. DOI: 10.1007/s10805-020-09363-4

Matheson A. Ghostwriting: the importance of definition and its place in contemporary drug marketing // British Medical Journal. 2016. Vol. 354. Article number i4578. DOI: 10.1136/bmj.i4578

Murdock T. B., Beauchamp A. S., Hinton A. M. Predictors of Cheating and Cheating Attributions: Does Classroom Context Influence Cheating and Blame for Cheating? // European Journal of Psychology of Education. 2008. Vol. 23, № 4. P. 477–492.

Thelin J. R. An Embarrassment of Riches: Admission and Ambition in American Higher Education // Society. 2019. Vol. 56, № 4. P. 329–334.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.2.038

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.