Адаптация студентов вуза к учебному процессу в посткарантинный период обучения

Игорь Петрович Миронов, Татьяна Аркадьевна Белозерова

Аннотация


Успеваемость студентов всегда была в центре образовательного процесса вуза. Недопустимость снижения качества учебного процесса в период возвращения студентов к аудиторному формату обучения — основная идея статьи. С возвращением студентов после длительного карантина в аудитории вузов в учебном процессе появилось множество различных трудностей, требующих оперативного решения. В статье исследуется процесс адаптации студентов университета после продолжительного карантина, связанного с чередованием дистанционного и аудиторного форматов обучения. Материал статьи может быть чрезвычайно актуальным для многих вузов, так как предлагает изучить с различных точек зрения новый дидактический феномен — дистанционное обучение и процесс возвращения студентов к традиционному формату обучения. Исследование, проведенное авторами статьи, основывается на результатах анкетирования студентов одного из российских вузов.

Ключевые слова


адаптация; дистанционное обучение; карантин; самодисциплина; дидактика; психофизиологические ресурсы; аудиторный формат; диссеминация; дидактический феномен; трансформация

Полный текст:

PDF

Литература


Авдеенко А. С. Психологическая адаптация студентов вуза // Вестн. СМУС74. 2016. Т. 4, № 2 (13), С. 4–8.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.. 2001. 288 с.

Белякова Е. Г. Онлайн-обучение: In statu nascendi // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 45–47. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10207

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.

Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 37–50.

Грунт Е. В. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5. С. 45–58.

Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2003. № 2 (10). С. 5–8.

Дикова В. В. Будущее уже наступило, или Педагог в режиме онлайн // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 53–54. DOI: 10.24411/ 2307-4264-2020-10211

Ильин А. А. Особенности дистанционного обучения студентов вузов по техническим направлениям подготовки // Образование и педагогика: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2020 г.) / редкол.: Ж. В. Мурзина [и др.]. Чебоксары, 2020. С. 34–36.

Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. 364 с.

Ломовцева Н. В. Контроль учебной деятельности в дистанционном обучении // Экономика образования. 2009. № 2. С. 93–94.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2013. 351 с.

Миронов И. П., Белозерова Т. А. Современный подход к успешной социализации и идентификации студентов технического вуза // Вестн. ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2020. № 4. С. 54–67.

Миронов И. П., Царапина Т. П., Жарова Т. Ю. Новые перспективы и возможности в работе куратора академической группы : учеб.-метод. пособие. Пермь, 2016. 170 с.

Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. Москва ; Воронеж, 2003. С. 14–15.

Нуруллаева А. И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 5. С. 54–57.

Пичугин С. С. Образовательный локдаун: первые итоги и уроки организации и реализации дистанционного обучения в начальной школе // Цифровая трансформация современного образования : материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Чебоксары, 2020. С. 204–207.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. 712 с.

Сидорова Л. В., Крупская Ю. В. Плюсы, минусы и перспективы онлайн-образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 87–88. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10229

Aspillera M. What are the potential benefits of online learning? // Education Guidance. WorldWideLearn. 2010. 5 Aug. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/benefits-of-online-learning.htm (date of access: 15.12.2020).

McCutcheon L. R. M., Alzghari S. K., Lee Y. R. et al. Interprofessional education and distance education: A review and appraisal of the current literature // Currents in Pharmacy Teaching and Learning, 2017. Vol. 9, iss. 4. P. 729–736. https://doi.org/10.1016/j.cptl.2017.03.011

Meyer K. A. Quality in Distance education: Focus on оn-line learning // ASHE–ERIC Higher Education Report. 2002.Vol. 29, № 4. P. 30–39.

Miller G. History of distance learning. Education Guid-ance // American Inter Continental University Online. 2014. 10 Nov. URL: http://www.worldwidelearn.com/education-articles/history-of-distance-learning.html (date of access: 28.09.2021).

Tusubira P. I., Mayoka K. G., Nyeko S. How can e-learning integration be realized? An exploratory study in Higher Education Institutions // Asian Journal of Computer Science and Information Technology. 2013. Vol. 3, № 12. P. 162–172.

Writers S. 10 advantages to taking online classes. Open Education Database. URL: http://oedb.org/ilibrarian/10-advantages-to-taking-online-classes (date of access: 15.06.2021).

Yanova N. Assessment of satisfaction with the quality of education: customer satisfaction Index // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 182, № 3. P. 566–573. DOI: 10.1016/j.sbspro. 2015.04.782




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.2.039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.