Практики конструирования персонажа «пострадавший» в журналистских публикациях о теракте в Беслане

Элина Владимировна Чепкина, Денис Сергеевич Колчин

Аннотация


В данной статье с применением метода дискурс-анализа представлены результаты исследования того, как спустя 15 лет после теракта в Беслане в российских печатных и сетевых СМИ конструировались персонажи «пострадавшие». Выявлены ведущие дискурсивные практики конструирования персонажей «пострадавший» в связи с годовщиной теракта. Типичными практиками являются присвоение персонажу нарративной роли в контексте описания событий, характеристика жертв теракта с помощью прямой речи участников и очевидцев трагедии, описание действий сообщества «пострадавшие» ради сохранения памяти о погибших.

Ключевые слова


дискурс-анализ; дискурсивная практика; персонаж; российский медиадискурс

Полный текст:

PDF

Литература


Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.

Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

Малинова О. Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М., 2015.

Проблемы конструирования идентичности россиян в дискурсе СМИ под влиянием концепта «информационная война» : [монография] / О. И. Асташова, Э. В. Булатова, Л. В. Енина и др. ; под ред. Э. В. Чепкиной, Москва ; Екатеринбург, 2017.

Ульберг С., Харт П., Бос С. Длинная тень беды: Общественная и политическая память о катастрофах // Травма: пункты : сб. ст. / сост. С. Ушакин и Е. Трубина. М., 2009. С. 247–275.

Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ: теория и метод. Харьков, 2008.

Фуко М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности : работы разных лет. М., 1996. С. 47–96.

Чепкина Э. В., Енина Л. В. Дискурсивные практики журналистики: метод анализа // Стилистика завтрашнего дня : сб. ст. к 80-летию проф. Г. Я. Солганика. М., 2012. С. 291–308.

Чепкина Э. В., Автохутдинова О. Ф. Проблема Другого в российском обществе и практики конструирования персонажа «Другой» в дискурсе СМИ // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 2 (138). С. 113–119.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.4.062

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.