Исследование идентичности старших подростков, играющих в онлайн-игры

Любовь Викторовна Оконечникова, Ирина Евгеньевна Скворцова, Владимир Вадимович Савельев

Аннотация


Статья посвящена исследованию реальной и виртуальной идентичности старших подростков, играющих в онлайн-игры. С помощью авторской анкеты выявлены игровые предпочтения юношей и девушек. Описаны различия в реальной и виртуальной идентичности подростков старшего школьного возраста, играющих в онлайн-игры (методика Куна — Макпартленда «Кто Я?» и авторский вопрос­ник «Кто Я в игре?», разработанный на основе методики Куна — Макпартленда «Кто Я?»). Выявлены и описаны особенности двух типов подростков, играющих в онлайн-игры: идентифицирующих себя с героями онлайн-игр и не идентифицирующих себя с героями онлайн-игр (опросник В. Стефенсона «Q-сортировка», методика «Незаконченные предложения» А. Е. Жичкиной и Е. А. Щепилиной).

Ключевые слова


идентификация; виртуальная идентичность; Я-реальное; Я-идеальное; онлайн-игры; старший подростковый возраст

Полный текст:

PDF

Литература


Агибалова Н. И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 547–549. URL: https://moluch.ru/archive/79/14124/ (дата обращения: 25.05.2022).

Демильханова А. М. Влияние виртуальной реальности на образ Я: на примере ролевых компьютерных игр : дис. … канд. психол. наук. Бишкек, 2009.

Евстигнеева Ю. М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте : дис. … канд. психол. наук. М., 2003.

Емельянов Ф. Г., Шалаев В. П. Игра в пространстве самоидентификации и идентичности человека в обществе постмодерна // Труды БГТУ. Сер. 6. 2015. С. 28–41.

Ершова И. А., Чудинов Т. А., Пермякова М. Е. Личностные особенности подростков с разными стадиями компьютерной зависимости // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 150, № 2. С. 91–98.

Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в интернете пользователей юношеского возраста : дис. … канд. психол. наук. М, 2001.

Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков — пользователей интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты / под ред. В. С. Собкина. М., 2000.

Иванов М. С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности. Кемерово, 2008.

Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности па себя // Современная зарубежная социальная психология / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М., 1984. С. 180–188.

Методика «Незаконченные предложения» Щепилиной Е. А., Жичкиной А. Е. URL: https://cyberpsy.ru/tests/nezakonchennye-predlozheniya-shchepilinoj-zhichkinoj/?ysclid=l60kbha023613904325 (дата обращения: 20.06.2022).

Микляева А. В. Румянцева Т. В. Структура социальной идентичности: возрастная динамика // Вестн. ТПГУ 2009. Вып. 5 (83). С. 129–132.

Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. М., 2019.

Новикова О. Н. Виртуальная игра как средство формирования личностной идентичности детей и подростков // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 146–151.

Стефансон В. Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе // Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2005. С. 465–469.

Turkle Sh. Parallel lives: Working on identity in virtual space. Constructing the self in a mediated world. Inquiries in social construction / Grodin D., Lindlof T. R. (Eds.). Sage Publications, Inc, Thousand Oaks, CA, US, 1996. P. 156–175. URL: https://sk.sagepub.com/books/constructing-the-self-in-a-mediated-world/n10.xml (accessed: 20.06.2022).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.4.077

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.