Прокрастинация у студентов, изучающих отдельные дисциплины в онлайн-формате

Юлия Владимировна Лебедева, Алексей Владимирович Мальцев, Ильгар Вугарович Султанов

Аннотация


Прокрастинация является одним из значимых феноменов, снижающих успешность учебной деятельности на всех этапах обучения. Прохождение онлайн-курсов еще больше стимулирует этот феномен в связи с тем, что уменьшается контроль со стороны педагога и появляется большая свобода в планировании учебной нагрузки самим студентом. Целью работы стало исследование психологических особенностей студентов, склонных к прокрастинации. Выборкой выступили 228 студентов УрФУ, изучавших отдельные дисциплины в онлайн-формате. В качестве эмпирических методов были использованы «Шкала академической мотивации» Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева и Е. Н. Осина (ШАМ), «Шкала общей прокрастинации» К. Х. Лэя в адаптации О. С. Виндекер и М. В. Останиной, а также опросник TIPI Р. Мак-Кре и П. Коста. Информация об успеваемости была получена из балльно-рейтинговой системы университета. Исследование показало, что уровень прокрастинации у студентов оказался положительно связан с амотивацией и, что интересно, добросовестностью. Студенты с высоким и низким уровнем прокрастинации различаются по уровню амотивации, а также имеют разную архитектуру взаимосвязей между личностными и мотивационными особенностями.

Ключевые слова


прокрастинация; учебная мотивация; амотивация; добросовестность; студенчество; онлайн-курс

Полный текст:

PDF

Литература


Виндекер О. С., Сморкалова Т. Л., Лебедев С. Ю. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2 (150). С. 98–108.

Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопр. психологии. 2013. № 1. С. 35–45.

Жаркова С. В. Особенности выраженности прокрастинации у субъектов разных видов деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 130–136. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.20

Забродина Л. А., Мухина Ю. Л. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 311–315.

Зарипова Э. Р., Быкова М. А. Влияние прокрастинации на качество и безопасность жизнедеятельности человека в современном мире // Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в образовательной среде: приоритеты, проблемы, решения : сб. материалов по итогам Междунар. науч. конф. М., 2018. С. 171–177.

Карловская Н. Н., Баранова Р. А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38–49.

Клименских М. В., Лебедева Ю. В., Мальцев А. В., Савельев В. В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312–321. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.26

Мохова С. Б., Неврюев А. Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопр. психологии. 2013. № 1. С. 25–33.

Руднова Н. А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости : дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2019.

Сергеева А. С., Кириллов Б. А., Джумагулова А. Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 3. С. 138–154. https://doi.org/10.17759/ exppsy.2016090311

Чеврениди А. А. Обзор исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2016. № 4–1. С. 16–25.

Alblwi A., Mcalaney J., Al-Thani D. et al. Procrastination on social media: predictors of types, triggers and acceptance of countermeasures // Social Network Analysis and Mining. 2021. Vol. 11, № 1. Р. 1–18. https://doi.org/10.1007/s13278-021-00727-1

Ferrari J. R., Johnson J. L., McCown W. G. Assessment of academic and everyday procrastination // Procrastination and task avoidance. 1995. № 17. P. 47–70.

Lay C. H. At last, my research article on procrastination // J. of Research in 78 Personality. 1986. № 4 (20). P. 474–495.

Steel P., Klingsieck K. B. Academic Procrastination: Psychological Antecedents Revisited // Australian Psychologist. 2016. № 51. P. 36–46. https://doi.org/10.1111/ap.12173




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.4.078

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.