Социокультурные аспекты выбора в цифровой среде

Юлия Владимировна Калайкова

Аннотация


Объектом исследования является выбор как социокультурный феномен. Специфика выбора рассмотрена в связи с активным развитием цифровой среды, которая нормирует, стандартизирует, регулирует выбор, устанавливает ограничения на действия пользователя. Показано, что цифровая среда инструментально обеспечивает выбор как вид деятельности, а также обусловливает становление новых практических форм осуществления выбора. Цифровая среда трансформирует культурные установки индивида, детерминирующие выбор, изменяет критерии привлекательности альтернатив, представления субъекта о принципах и возможностях принятия решений, об используемых инструментах и механизмах выбора.

Ключевые слова


цифровая среда; выбор; цифровая культура; алгоритмы; инструменты выбора; архитектура выбора; подталкивания; темные паттерны; просьюмеры; онлайн-оценки

Полный текст:

PDF

Литература


Калайкова Ю. В., Панкина М. В. Культура выбора в парадигме культурологического знания // Культура и искусство. 2022. № 9. С. 28–40. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.9.38842

Ловинк Г. Критическая теория интернета. М., 2019. 304 с.

Прокудин Д. Е., Соколов Е. Г. «Цифровая культура» vs «аналоговая культура» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 17 : Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. № 4. С. 83–91.

Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Междунар. журн. исслед. культуры. 2012. № 3(8). С. 6–10.

Beer D. Power through the Algorithm? Participatory Web Cultures and the Technological Un­conscious // New Media & Society. 2009. Vol. 11(6). P. 985–1002. DOI: 10.1177/1461444809336551

Cellard L. Algorithms as figures: Towards a post-digital ethnography of algorithmic contexts // New Media & Society. 2022. Vol. 24(4). P. 982–1000. DOI: 10.1177/14614448221079032

Cohn J. The Burden of Choice: Recommendations, Subversion, and Algorithmic Culture. New Brunswick, 2019. 240 p.

Curchod C., Patriotta G., Cohen L., Neysen N. Working for an algorithm: Power asymmetries and agency in online work settings // Administrative Science Quarterly. 2020. Vol. 65. P. 644–676. DOI: 10.1177/0001839219867024

Eubanks V. Automating Inequality: How High-tech Tools Profile, Police, and Punish the Poor. N. Y., 2018. 272 p.

Galloway A. R. Gaming: Essays on Algorithmic Culture. Minneapolis, 2006. 160 p.

Graham T. Technologies of choice: The shaping of ‘choice’ on the World Wide Web // Challenging Identities, Institutions and Communities: Refereed Proceedings of the TASA University of South Australia, Australia, 2014. P. 1–13.

Graham T. Platforms and hyper-choice on the World Wide Web // Big Data & Society. 2018. Vol. 5. P. 1–12. DOI: 10.1177/2053951718765878

Graham T., Henman P. Affording choice: how website designs create and constrain ‘choice’ // Information, Communication & Society. 2019. Vol. 22. P. 2007–2023. DOI: 10.1080/1369118X.2018.1476570

Guo Y., Barnes S. J., Jia Q. Mining meaning from online ratings and reviews: Tourist satisfaction analysis using latent dirichlet allocation // Tourism Management. 2017. Vol. 59. P. 467–483. DOI: 10.1016/j.tourman.2016.09.009

Introna L. D. The enframing of code: Agency, originality and the plagiarist // Theory, Culture & Society. 2011. Vol. 28. P. 113–141. DOI: 10.1177/0263276411418131

Kotliar D. M. Who Gets to Choose? On the Socio-algorithmic Construction of Choice // Science, Technology & Human Values. 2021. Vol. 46(2). P. 346–375. DOI: 10.1177/0162243920925147

Marchal E., Mellet K., Rieucau G. Job Board Toolkits: Internet matchmaking and changes in job advertisements // Human Relations. 2007. Vol. 60(7). P. 1091–1113. DOI: 10.1177/0018726707081159

Mathur A., Mayer J., Kshirsagar M. What Makes a Dark Pattern... Dark?: Design Attributes, Normative Considerations, and Measurement Methods // CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI ’21), May 8–13, 2021. Yokohama ; New York, 2021. P. 1–27. DOI: 10.1145/3411764.3445610

Noble S. U. Algorithms of Oppression: How Search Engines Reinforce Racism. N. Y., 2018. 248 p.

Orlikowski W. J., Scott S. V. What Happens When Evaluation Goes Online? Exploring Apparatuses of Valuation in the Travel Sector // Organization Science. 2014. Vol. 25(3). P. 868–891. DOI: 10.1287/orsc.2013.0877

Schwarz O. Cultures of choice: Towards a sociology of choice as a cultural phenomenon // The British journal of sociology. 2018. № 69. P. 845–864. DOI: 10.1111/1468-4446.12305

Seaver N. Knowing Algorithms // DigitalSTS: A Field Guide for Science & Technology Studies / J. Vertesi, D. Ribes (eds.). Princeton, 2019. P. 412–422. DOI: 10.1515/9780691190600

Striphas T. Algorithmic culture // European Journal of Cultural Studies. 2015. Vol. 18 (4–5). P. 395–412. DOI: 10.1177/1367549415577392

Weinmann M., Schneider C., Brocke J. Digital Nudging // Business & Information Systems Engineering. 2016. Vol. 58. P. 433–436. DOI: 10.1007/s12599-016-0453-1

Ziewitz M. A not quite random walk: experimenting with the ethnomethods of the algorithm // Big Data & Society. 2017. Vol. 4(2). P. 1–13. DOI: 10.1177/2053951717738105




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.1.019

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.