Медиаинтеллект как сущностная характеристика целостной медиаличности

Виктор Викторович Гаврилов

Аннотация


В статье, опираясь на исследования Г. Гарнера, посвященные «множественному интеллекту», автор предлагает, наряду с цифровым и лингвистическим (имеющими непосредственное отношение к журналистике), выделить еще один вид интеллекта — медиаинтеллект. Актуальность и необходимость исследований в этом направлении объясняется тем, что в эпоху цифровизации журналистики появляется новый социальный запрос на специалистов, способных учитывать потребности аудитории при трансляции информации, готовить материалы в любых знаковых системах, владеть цифровыми инструментами сбора, обработки и ретрансляции данных, видеть угрозы цифровизации (фейковая информация, манипулирование сознанием, информационный шум и т. д.) и нивелировать их. Автор кратко описывает различные взгляды на проблему формирования «журналиста нового поколения» и приходит к выводу, что необходимы особые критерии оценки эффективности его деятельности. В связи с этим следует отметить, что составление «медиапортрета» личности по конкретным и верифицируемым критериям может стать оптимальным решением указанной проблемы, ответом на социальный запрос. Автор перечисляет критерии, по которым, по его мнению, может быть осуществлена оценка уровня медиаинтеллекта журналиста, а следовательно, в дальнейшем скорректирована работа по формированию целостной медиаличности в эпоху цифровых СМИ.

Ключевые слова


журналистский текст; медиаинтеллект; мышление; цифровой интеллект; цифровая журналистика; медиапространство; СМИ; информация; медиаличность

Полный текст:

PDF

Литература


Абишева В. Т. К проблеме изучения личности журналиста­профессионала // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8–1. С. 196–199.

Гаврилов В. В. К вопросу оценки креативной компетенции студентов­-журналистов // Вестн. РУДН. Сер. : Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27, № 2. С. 388–398.

Гарднер Г. Типы интеллекта // ПрофТест : сайт. URL: https://careertest.ru/tests/tip­intellekta­govard­gardner/ (дата обращения: 17.02.2023).

Дзялошинский И. М. Методы изучения личности журналиста // Официальный сайт Дзялошинского Иосифа Михайловича. URL: https://dzyalosh.ru/03­05­Avtor­Jurnalistika/russ­jornal/1­5.pdf (дата обращения: 12.01.23).

Журналистика в мире политики: исследовательские подходы и практика участия. СПб., 2004. С. 266–267.

Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура / А. В. Колесниченко, А. В. Вырковский, М. Ю. Галкина и др. // Вестн. Моск. ун­-та. Сер. 10 : Журналистика. 2017. № 5. С. 66.

Корконосенко С. Г. Социология журналистики. М., 2022. С. 43–48.

Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004. 205 с.

Молоков К. DQ: что такое цифровой интеллект и важен ли он в современном образовании // Skillbox Media : сайт. 2022. 17 янв. URL: https://skillbox.ru/media/education/dq­chto­takoe­tsifrovoy­intellekt­i­vazhen­li­on­v­sovremennom­obrazovanii/ (дата обращения: 30.01.2023).

Олешко В. Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Екатеринбург, 2000. 194 с.

Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2011. 349 с.

Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003. 253 с.

Сосновская А. М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб., 2005. Гл. 3 // EVARTIST : авторский проект Екатерины Алеевой. URL: http://evartist.narod.ru/text19/041.htm (дата обращения: 09.01.2023).

Шестеркина Л. П. Журналистское образование и универсализация профессии: экспериментальный опыт : монография. Челябинск, 2013. 118 с.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.025

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.