Районные газеты: итоги десятилетнего развития в условиях цифровизации (на примере изданий Новосибирской области)

Виктория Евгеньевна Беленко

Аннотация


В статье рассматривается развитие газет муниципальных районов Новосибирской области и их сайтов за последнее десятилетие. Источниками данных для анализа стали социологические исследования, которые ежегодно проводятся по заказу администрации области. При анализе представленности газет в интернете фиксировались: дата создания домена, количество страниц на сайте, количество посетителей, данные по оптимизации сайтов для работы на десктопе и мобильных устройствах.

В ходе работы было выявлено, что за десять лет аудитория печатных номеров сократилась в 1,5–2 раза, причем сильнее всего у газет, доля аудитории которых была наибольшей в своих районах. Параллельно шли процессы освоения нового информационного пространства: создание и развитие сайтов, систематическое обновление их материалов. Сейчас сайты есть у всех рассмотренных газет (за одним исключением), однако их посещаемость невелика: несколько десятков человек в день.

Ключевые слова


районная газета; сельская районка; интеграция в интернет; сайт газеты; посещаемость; аудитория газет

Полный текст:

PDF

Литература


Аргылов Н. А. Медиасообщество Республики Саха (Якутия) и власть: идеи свободы, тенденции отрасли, формы взаимодействия (социологический аспект) // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. : Филология. Журналистика. 2017. № 4. С. 77–81.

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Информ.-аналит. упр. администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. Новосибирск, 2014. 37 с. URL: ttps://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/news/2014/12/otchet_smi_dek2014_dlya_publikacii.pdf (дата обращения: 18.10.2020).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Информ.-аналит. упр. администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. Новосибирск, 2015. 34 с. URL: https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/news/2015/12/otchet_smi_noyabr_2015_p_0.pdf (дата обращения: 18.10.2020).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Информ.-аналит. упр. администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. Новосибирск, 2016. 33 с. URL: https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/news/2016/11/otchet_smi_noyabr_2016_p.pdf (дата обращения: 18.10.2020).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Информ.-аналит. упр. администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. Новосибирск, 2017. 40 с. URL: https://uip.nso.ru/sites/uip.nso.ru/wodby_files/files/document/2021/10/documents/2017.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Информ.-аналит. упр. администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. Новосибирск, 2018. 33 с. URL: https://uip.nso.ru/sites/uip.nso.ru/wodby_files/files/document/2021/10/documents/2018.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Департамент информ. политики администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. ; Управление информ. проектов Новосиб. обл. Новосибирск, 2019. 32 с. URL: https://uip.nso.ru/sites/uip.nso.ru/wodby_files/files/news/2019/11/otchet_auditoriya_smi_nso_noyabr2019.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Департамент информ. политики администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. ; Управление информ. проектов Новосиб. обл. Новосибирск, 2020. 33 с. URL: https://uip.nso.ru/sites/uip.nso.ru/wodby_files/files/news/2020/10/otchet_po_rezultatam_sociologicheskogo_issledovaniya.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Департамент информ. политики администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. ; Управление информ. проектов Новосиб. обл. Новосибирск, 2021. 33 с. URL: https://uip.nso.ru/sites/uip.nso.ru/wodby_files/files/document/2021/10/documents/2021.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Аудитория и рейтинг средств массовой информации в Новосибирской области : отчет по результатам социол. исслед. / Департамент информ. политики администрации губернатора Новосиб. обл. и правительства Новосиб. обл. ; Управление информ. проектов Новосиб. обл. Новосибирск, 2022. 34 с. https://uip.nso.ru/sites/uip.nso.ru/wodby_files/files/document/2022/09/documents/otchet_auditoriya_smi_nso_sentyabr2022_2.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Бабина К. А. Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды (на примере Оренбургской области) // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. 2014. № 3 (16). С. 159–166.

Белов Ю. Газеты выписываются из холдинга // Коммерсантъ. 2014. 17 апр. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2454003 (дата обращения: 09.01.2023).

Дементьева К. В. Стагнация печатных СМИ региона и перспективы их развития // Вестн. Воронеж. гос. ун­-та. Сер. : Филология. Журналистика. 2022. № 4, окт. — дек. С. 94–97.

Добровольский А. В. Опыт создания медиахолдинга печатных СМИ в Новосибирской области: к истории вопроса // Вестн. Сиб. гос. ун-та путей сообщения. 2015. № 1 (32). С. 74–77.

Кудий Г. Н. Российская пресса: федеральные и региональные аспекты // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 2. С. 5–12.

Неэффективной признали работу районных газет, которые финансирует бюджет Новосибирской области // VestiIskitim. 2014. 18 сент. URL: https://clck.ru/33Mmrf (дата обращения: 30.11.2022).

Олешко В. Ф. Региональная журналистика: современные тенденции и вызовы // СМИ и общество. 2012. № 1. С. 55–67.

Олешко Е. В. Местная пресса как актор межкультурных коммуникаций (Жизнь газет после «смерти», или Как им конкурировать с интернетом?) // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 3 (129). С. 36–44.

Олешко В. Ф., Сафронова А. И., Смирнова А. П. Сквозные технологии как инструмент медиатизации контента // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28, № 4. С. 5–14.

Пугачев В. И. Динамика типологии нижегородской прессы (1991–2013 гг.) : дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2014.

Пресса, которую мы (не) потеряли // ВЦИОМ. 2023. 12 янв. URL: https://wciom.ru/analytical­reviews/analiticheskii­obzor/pressa­kotoruju­my­ne­poterjali (дата обращения: 18.01.2023).

Радионцева Е. С. Электронная версия районной газеты: типологические особенности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012а. № 2 (10). С. 235–239.

Радионцева Е. С. Электронная версия и ее бумажная «сестра»: к вопросу о феномене издательского «каннибализма» // Вестн. Омск. ун-та. 2012б. № 3 (65). С. 208–212.

Радионцева Е. С. Интеграция районных газет в интернет // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 56–61.

Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития : отраслевой докл. / под ред. В. В. Григорьева ; Департамент гос. поддержки период. печати и кн. индустрии Минцифры России. М., 2021. 130 с.

Селяночка // Усть-Тарка.ру : район. интернет-газета. 2010. 22 июля.URL: https://ust­tarka.ru/news/255­selyanochka.html (дата обращения: 20.12.2022).

Тулупов В. В. Региональная журналистика: сегодня и завтра // Вопр. теории и практики журналистики. 2013a. № 2. С. 78–92.

Тулупов В. В. Российская региональная журналистика на современном этапе // Вопр. теории и практики журналистики. 2013б. № 1. С. 111–120.

Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 г. / Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения: 02.01.2023).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.028

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.