Геопоэтика Сибири в повести Н. А. Лухмановой «Белокриницкий архиерей Афанасий»

Алена Игоревна Першина

Аннотация


В статье исследуются особенности геопоэтики раскольничьей Сибири последней трети ХIХ в., представленные в повести Надежды Александровны Лухмановой «Белокриницкий архиерей Афанасий» (1896). Исследуется взаимо­связь фактуального (история Белокриницкого священства, жизнь раскольников в Сибири) и мифологического (неведомое Беловодье, град Китеж) начал в повести. Впервые в качестве исторического источника привлекаются материалы губернской печати («Тобольские епархиальные ведомости», 1882–1890 гг.), что и позволяет проследить становление творческого замысла писательницы. Выявляется мифопоэтика сибирского города как города­спасения, земли обетованной, Подземного раскольничьего царства, территории инициации. Топос купеческой — раскольничьей — усадьбы репрезентируется через призму геопоэтики «культурного космоса», «тайного/заповедного места» и т. д. В статье рассматривается и «женский вопрос», сопряженный в повести с аксиологией семейных старообрядческих устоев Сибири. Для Лухмановой Сибирь — исток творческой субъективности, рефлексии, основанной на ее «опыте жизни здесь».

Ключевые слова


геопоэтика; региональная литература; мифопоэтика; Н. А. Лухманова; раскольни-ки в Западной Сибири; Белокриницкое священство

Полный текст:

PDF

Литература


⁠300-летие Сибири // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. Вып. 23/24, 1 дек., 16 дек. С. 467–475.

Беспалова Л. Г., Беспалова Ю. М. Тюменский край и писатели XVII–XIX веков. Екатеринбург, 1998. 464 с.

Валитов А. А. «Тобольские епархиальные ведомости» как источник по истории Запад-ной Сибири // Вестн. Оренбург. духовной семинарии. 2015. № 2 (4). С. 407–416.

Канатьева Н. С. Маргинализация старообрядчества к середине XIX века: происхождение Белокриницкой иерархии // Наследие веков. 2019. № 4. С. 66–72.

Колмогоров А. Г. Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой. М., 2013. 464 с.

Левицкая Т. В. Творческий путь Н. А. Лухмановой: 1841–1907 : дис. ... канд. филол. наук. М., 2019. 292 с.

Лухманова Н. А. Очерки из жизни в Сибири // Лухманова Н. А. Избр. произв. / сост. Ю. Л. Мандрики ; предисл. К. Я. Лагунова, примеч. Н. Ф. Швейбельман. Тюмень, 1997. 464 с.

Малахова И. В. Протоиерей Иоанн Сырцов — историк Соловецкого монастыря. Материалы к биографии // Румянцевские чтения — 2018 : Библиотеки и музеи как культурные и научные центры: историческая ретроспектива и взгляд в будущее. М., 2018. С. 134–139.

Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1990. 672 с.

Розанов В. В. Женщина перед великою задачею // Религия и культура. М., 1990. 235 с.

Савинцев В. А. Митрополит Амвросий и складывание старообрядческой иерархии // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2017. С. 219–224.

Сибирские «квакеры» в XVIII веке // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. Вып. 15, 1 авг. С. 134–144.

Старообрядческая иерархия в Сибири // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. Вып. 14, 16 июля. С. 271–283.

Старообрядческая иерархия в Сибири // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. Вып. 15, 1 авг. С. 291–299.

Томилов И. С. Русская православная церковь и законодательная политика самодержавия на страницах «Тобольских епархиальных ведомостей» в конце XIX — начале XX в. // Вестн. Тюм. гос. ун­-та. 2016. № 408. С. 145–152.

Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сиб. филол. журн. (Новосибирск). 2002. № 1. С. 27–35.

Тюпа В. И. Мифопоэтика сопряжения художника и жизни // Новый филол. вестн, 2011. № 3(18). С. 122–135.

Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Тр. Карел. филиала Акад. наук СССР (Петроза-водск). 1962. Вып. 35 : Вопр. литературы и народного творчества. С. 116–181.

Шишков В. Я. Алые сугробы. Л., 1990. 510 с.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.032

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.