Символическая ресурсность научно­-педагогических работников высшей школы

Гарольд Ефимович Зборовский, Варвара Сергеевна Каташинских

Аннотация


Научно-педагогические работники (НПР) рассматриваются в статье, с одной стороны, как одна из базовых социальных общностей вуза, с другой — как научно­профессиональное сообщество и научно­образовательная общность. НПР характеризуются наличием ряда ресурсов, среди которых одним из малоисследованных является символический ресурс. В статье дается трактовка символической ресурсности НПР, показывается ее роль и значение в развитии всей ресурсности этой социальной общности.

Ключевые слова


научно-­педагогические работники (НПР); ресурсность НПР; символические ресурсы НПР

Полный текст:

PDF

Литература


Бурдьё П. Социология политики : пер. с фр. М., 1993. 336 с.

Бурдьё П. Социология социального пространства / пер. с фр. ; отв. ред. пер. Н. А. Шматко. М. ; СПб., 2005. 288 с.

Вузовская наука: барьеры и перспективы : информ. бюл. / Е. А. Стрельцова, А. А. Репина, А. В. Нестеренко ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2022. 32 с.

Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М., 2005. 528 с.

Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования : монография / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, В. С. Каташинских и др. / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург, 2020. 382 с.

Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург, 2009. 304 с.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся : ежегодник. Вып. 16. М., 2018. С. 373–392.

Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно­-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180.

Индикаторы образования: 2023 : стат. сб. / Н. В. Бондаренко, Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2023. 432 с.

Каташинских В. С. Доверие как проблема качества высшего образования: дисциплинарные подходы к ее исследованию // Вестн. Сургут. гос. пед. ун-та. 2018. № 4 (55). С. 41–51.

Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте глобализации и поисков идентичностей // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3. С. 111–116.

Константиновский Д. Л. Феномен неравенства в сфере отечественного образования // Социология образования. 2011. № 9. С. 22–44.

Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопр. образования. 2013. № 4. С. 8–63.

Сведения о численности ППС образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования // Министерство науки и высшего образования : сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-chislennosti-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-obrazovatelnykh-organizatsiy-osushch (дата обращения: 19.06.2022).

Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995. 248 с.

Buchmann C., Park H. Stratification and the formation of expectations in highly differentiat-ed educational systems // Research in Social Stratification and Mobility. 2009. Vol. 27, iss. 4. P. 245–267.

Cherrington S., Macaskill A., Flutey J. Developing a pan­university professional learning community // International Journal for Academic Development. 2018. № 23(4). P. 298–311. https://doi.org/10.1080/1360144X.2017.1399271

David P. A. Path dependence, its critics and the quest for ‘historical economics’. Oxford and Stanford University, 2002. 324 p.

Fernandez J. T, Bueno С. R. Evaluation of professional competences in higher education: challenges and implications // Educaciуn XXI. 2016. Vol. 19, № 1. P. 17–38.

Freeman R. E., Moutchnik A. Stakeholder management and CSR: questions and answers // Umwelt Wirtschafts Forum. 2013. Vol. 21, № 1. P. 5–9.

Gamiz­-Sanchez V., Gallego Arrufat M. J. Model for analyzing blended learning in higher education // Educación XXI. 2016. Vol. 19, № 1. P. 39–61.

Magi E., Beerkens M. Linking research and teaching: Are research­active staff members different teachers? // Higher Education. 2016. № 72 (2). P. 241–258. https://doi.org/10.1007/s10734-015-9951-1

Pfeffer F. T., Hertel F. R. How has educational expansion shaped social mobility trends in the United States? // Social Forces. 2015. Vol. 94, iss. 1. P. 143–180.

Pfeffer J., Salancik G. The external control of organizations: A resource dependence perspective. Stanford University Press, 2003. 336 p.

Szromek A. R., Wolniak R. Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education // Sustainability. 2020. № 12(12). P. 1–38, June.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.