Развитая субъектность обучающихся как фактор становления «педагогического полилога»

Светлана Валерьевна Юрлова

Аннотация


В статье исследуется проблема субъектности в образовании, в частности специфика взаимодействия с аудиторией, обладающей развитой субъектностью. На основе анализа конкретного педагогического опыта рассматриваются наиболее эффективные методы работы педагога с грамотной и высоко мотивированной аудиторией. Автор опирается на понятие «внутренней формы личности», сформулированное П. Щедровицким. Отказ от принципов исполнительской культуры в образовательном процессе возможен на основе широкого информационного поля, в рамках которого студенты должны выстроить собственную стратегию и определить основания систематизации материала с учетом сформулированной педагогом исследовательской парадигмы. Опираясь на методологию М. Бахтина, автор вводит понятие «педагогический полилог». Наличие развитой субъектности у обучающихся с необходимостью влечет за собой взаимодействие в формате «педагогического полилога», где педагог и студенты являются равноправными действующими, мыслящими, говорящими и оценивающими субъектами. Активная реализация субъектности как студента, так и педагога порождает ситуацию взаимообучения.

Ключевые слова


магистратура; педагогический полилог; субъектность; цифровая образовательная среда; цифровая педагогика; самоконструирование

Полный текст:

PDF

Литература


Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы М., 2012. 447 с.

Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 424 с.

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского М., 2017. 416 c.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 391–410.

Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009 (Стандарты второго поколения) URL: https://schsv760.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5dc90b2cd145a.pdf] (дата обращения: 12.01.2023).

Кислов А. Г., Щербин М. Д. К педагогической актуализации концепта субъектности // Ценности и смыслы. 2022. № 1 (77). С. 28–42.

Кушнир М. Э., Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Модель формирования образовательного профиля «Алмаз личности» для развития образовательной активности учащихся // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 637–654. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-obrazovatelnogo-profilya-almaz-lichnosti-dlya-razvitiya-obrazovatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya (дата обращения: 20.12.2022).

Левина И. Л. О субъектности субъекта учебной деятельности // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2012. № 2. С. 89–101.

Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili : материалы междунар. науч.­практ. конф., 17–18 дек. 2018 г., г. Москва / под общ. ред. Е. Ю. Патяевой, Е. И. Шлягиной. М., 2018. 448 с.

Манович Л. Новые медиа : видеолекция. URL: https://yandex.ru/video/preview/ 15367892315826819853 (дата обращения: 22.12.2022).

Манович Л. Теории софт-культуры // The Internet Archive : website. URL: https://archive.org/details/2017_theory-of-soft-culture/page/n5/mode/2up (дата обращения: 12.01.2023).

Щедровицкий П. Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. М., 2018. 359 с.

Эко У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/eco.htm (дата обращения: 15.01.2023).

Sumskaya A., Sumskoy P., Solomeina V. Subcultures of the “Analogue” and the “Digital”: Prospects of Intergenerational Communication // Communication Trends in the Post-Literacy Era: Polylingualism, Multimodality and Multiculturalism as Preconditions for New Creativity Ekaterinburg, 2020. P. 550–572.

Yurlova S. Problems and Prospects of On-Line-Education in Russia: book chapter // Communication Trends in the Post­Literacy Era: Polylingualism, Multimodality and Multiculturalism as Preconditions for New Creativity. 2020. Ekaterinburg, 2020. P. 21–34.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.2.040

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.