Система журналистского образования в условиях глобальной трансформации медиа

Светлана Сергеевна Распопова

Аннотация


Изменение места журналистики в жизни общества активизирует перемены в системе профессионального образования. В статье предпринята попытка осмысления концепции журналистского образования с учетом теоретических представлений о журналистике и коммуникациях. Рассматриваются понятия «журналистское образование», «теория журналистики», «массовая информация», «массовая коммуникация», «медиакоммуникации» в контексте состояния медийной реальности. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что система журналистского образования всегда чутко реагирует на происходящие изменения в журналистике и основывается на результатах исследований медиапространства. В статье рассмотрен генезис журналистского образования в контексте выстраивания его методологии, основу которого составляет журналистика как массово­информационная деятельность, отрефлексированная исследователями медиа. Интернет привел к глобальной трансформации медиапространства, где журналисты сегодня выступают на равных позициях с другими многочисленными субъектами информационной деятельности. Процессы, связанные с масштабными изменениями в стратегии создания и распространения информации, кардинально реформировали систему журналистского образования.

Ключевые слова


информация; коммуникация; СМИ; СМК; медиакоммуникации; журналистика; журналистское образование

Полный текст:

PDF

Литература


Авраамов Д. С., Профессиональная этика журналиста. М., 2003. 264 с.

Алексеева М. И. Университетское журналистское образование в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2006. № 4. С. 9–34.

Беседы с учителями / сост. С. С. Распопова. М., 2012. 129 с.

Богдановская И. М. Медиакоммуникация // Вестн. Герцен. ун­-та. 2011. № 8. С. 77–80.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 207 с.

Войтик Е. А. К вопросу определения медиакоммуникации как понятия // Открытое и дистанционное образование. 2013. № 1. С. 26–31.

Волков В. И. Цели и задачи системы профессиональной подготовки каров на современном этапе // Вестн. Удмурт. ун-та. 2015. Т. 25, вып. 1. С. 20–29.

Землянова Л. М. Журналистика и коммуниктивистика М., 2012. 188 с.

Исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) «Будущее рынка труда: противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году». URL: https://www.pwc.com/kz/ru/publications/publications­new/workforce.html (дата обращения: 30.05.2023).

Коломиец В. П. Медиакоммуникация в образовательном контексте // Медиаскоп. 2019а. Вып. 3. https://doi.org/10.30547/mediascope.3.2019.2

Коломиец В. П. Концептуализация медиакоммуникации // Медиаскоп. 2019б. № 4. https://doi.org/10.30547/mediascope.4.2019.2

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006. 239 с.

Лазутина Г. В. Термины — хранилище концепций // Вестн. Моск. ун­-та. Сер. 10 : Журналистика. 2012. № 1. С. 41–58.

Меринов В. Ю. Советская журналистика 30-­х — начала 50-­х годов как искусство соцреализма. Положительный герой // Сетевой науч.-практ. журн. Сер. : Социальные и гуманитарные исследования. 2015. № 3. С. 55–66.

Порва О. Н. Коммуникация как ключевое понятие медиа: современная проблематика, гносеологический аспект // Молодой ученый. 2016. № 14 (118). С. 661–663.

Почепцов Г. Г. Медиакоммуникация или журналистика: смена парадигмы // Пси-фактор : сайт. 2013. URL: https://psyfactor.org/lib/media-­communication-­5.htm (дата обращения: 30.05.2023).

Свитич Л. Г. Профессия: журналист : учеб. пособие. М., 2003. 225 с.

Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007. 335 с.

Якупов П. В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры // Вестн. ун-­тов. 2016. № 10. С. 261–266.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.3.043

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.