Креативный потенциал современного музея как новой модели коммуникативной культуры

Полина Александровна Ляпустина

Аннотация


Объект исследования в статье — виртуализация пространства современного музея как новой модели коммуникативной культуры. Трактовка музея как центра хранения исторически значимых реликвий — форм культурной памяти с целью их презентации и исследования приобретает в рамках новой парадигмы более объемное содержание, обеспечивая влияние музейных коммуникаций на реальный культурный процесс. Опираясь на исследования отечественных музееведов (З. А. Бонами, Т. М. Трошина, А. В. Смирнов и др.), автор рассматривает процессы модификации музея как социального института в эпоху глобализации и цифровизации и доказывает, что благодаря сетевым технологиям расширились его функциональные возможности: музей из хранилища и обозрения артефактов прошлого превратился в открытое интерактивное пространство, ориентированное на диалог с посетителями, на пробуждение их творческой активности и интеллектуального потенциала.

Ключевые слова


музей; цифровизация пространства; культурно­историческое наследие; виртуаль-ный музей; коммуникативная культура; креативная индустрия

Полный текст:

PDF

Литература


Балаш А. Н. Репрезентация в перформативном музее // Междунар. журн. исслед. культуры. 2022. № 1 (46). С. 6–17. DOI: 10.52173/2079-1100_2022_1_6

Беляева М. А., Ладыгина Т. А. Новые музейные коммуникации // Мир науки. Сер. : Социология, философия, культурология. 2018. Т. 9, № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/09KLSK418.pdf (дата обращения: 12.03.2023).

Бонами З. А. Как читать и понимать современный музей. Философия музея. М., 2018. 224 с.

Василина Д. С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Междунар. журн. исслед. культуры. 2016. № 3 (24). С. 96–102.

Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования : монография / под ред. Н. Б. Кирилловой. Екатеринбург, 2019. 292 с.

Кастельс М. Галактика Интернет. Размышление об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева ; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург, 2004. 328 с.

Кириллова Н. Б., Ляпустина П. А. Виртуализация культуры как фактор формирования нового музейного пространства // Вестн. культуры и искусств. 2020. № 3 (63). С. 51–60.

Культура.РФ. Музеи : портал. URL: https://www.culture.ru/museums/institutes/location-russia (дата обращения: 15.03.2023).

Нургалеева Л. В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель // Информационные технологии и их использование в исследованиях источников по проблемам ментальности евро-азиатских сообществ : материалы Всерос. науч. конф. Томск, 2003. https://pandia.ru/text/80/279/31805.php (дата обращения: 10.03.2023).

Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5. С. 55–56. URL: http://museumstudy.ru/wp­content/uploads/2015/12/slovar_actualnuh_teminov.pdf (дата обращения: 29.04.2023).

Смирнов А. В. Современный музей: коммуникация или коммеморация // Междунар. журн. исслед. культуры. 2016. № 3 (24). С. 17–24.

Трошина Т. Музы и звезды : сб. ст. / ред.­сост. Е. Южакова. Москва ; Екатеринбург, 2017. 274 с.

Шапинская Е. Н. Впечатления на продажу: современные тенденции в культуре потребления // Яросл. пед. вестн. 2021. № 1 (118). С. 162–169. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-1-118-162-169

Gálosi A. Designing Authenticity in Virtual Museum Tours // Papers in Arts and Humanities. 2022. Vol. 2, № 2. P. 1–14. https://doi.org/10.52885/pah.v2i2.112

Manovich L. Computer vision, human senses, and language of art // AI & SOCIETY. 2020. 22 Nov. https://doi.org/10.1007/s00146-020-01094-9

Roppola T. Designing to the museum visitor experience. L. ; N. Y., 2012. 322 p.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.3.047

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.