Теоретико-методологические основания анализа влияния лидеров мнений в онлайн-среде

Марина Николаевна Макарова, Наталья Сергеевна Ладыжец

Аннотация


Основной целью статьи является поиск возможностей применения классических и постклассических моделей анализа социальных сетей к исследованию лидерства. В современных условиях лидеры мнений становятся стратегически значимы, располагая возможностями как локального и дисперсного объединения сторонников для достижения социально значимых целей, так и усугубления рисков деструктивной асоциальной консолидации. Новизна предлагаемого материала состоит в том, что в нем представлены комплексная аналитическая концептуализация влияния лидеров мнений социальных сетей, а также технологии идентификации и управляющего воздействия в различных сферах современного цифрового общества.

Ключевые слова


теория; методология; лидерство; лидеры мнений; онлайн-­среда; социальные сети

Полный текст:

PDF

Литература


Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10, № 4. С. 43. С. 31–50.

Ефанов А. А. Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 32–46.

Кузнецова Е. А., Зиновьева Е. В. Приверженность представителей поколения Z ценностным посланиям лидеров мнений в цифровом пространстве // Петерб. психол. журн. 2021. № 35. С. 42–64.

Лазуткина Е. В. Лидеры мнений в информационном пространстве блогосферы рунета // Вестн. НГУ. Сер. : История, филология. 2016. № 6. C. 51–59.

Логунова О. С., Лебедев П. А. Digital-селебрити: трансформация теоретических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 12–31.

Молотов К. И., Максимова А. С., Хлевнюк Д. О. Способы конструирования экспертной позиции в YouTube: видео популярных блогеров­-историков о сталинских репрессиях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 92–117.

Пырма Р. В., Давыдова Н. А. Роль лидеров сообществ социальных медиа в мобилизации гражданской активности на выборах в Московскую городскую думу 2019 года // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. № 4. С. 124–136.

Свищёва А. Н., Манцева Е. Р. Знание в социальных сетях: формирование идентичности депривированных // Теория и практика общественного развития. 2018. № 3. С. 31–38.

Суслов С. И. Кластеры петербургских политических онлайн­сообществ в «ВКонтакте» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Социология. 2016. № 4. С. 69–87.

Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М., 2016. 384 с.

Abidin C. Mapping Internet Celebrity on TikTok: Exploring Attention Economies and Visibility Labours // Cultural Science Journal. 2021. Vol. 12. Р. 77–103.

Adalat M., Niazi M. A., Vasilakos A. V. Variations in power of opinion leaders in online communication networks // Royal Society Open Science. 2018. Vol. 5. P. 1–23. http://dx.doi.org/10.1098/rsos.180642

Berardo R., Scholz J. T. Self­Organizing Policy Networks: Risk, Partner Selection and Coopera-tion in Estuaries // American Journal of Political Science. 2010. № 54 (3). Р. 632–649.

Bodendorf F., Kaiser C. Detecting opinion leaders and trends in online social networks // The 2nd ACM workshop on social web search and mining; November 02­02; Hong Kong, China. N. Y., 2009. Р. 65–68.

Borzel T. A. Organizing Babylon — On the Different Conceptions of Policy Networks // Public Administration. 1998. Vol. 76. P. 253–273.

Borgatti S. Identifying sets of key players in a network // Comput Math Organ Theory. 2006. № 12(1). Р. 21–34.

Burt R. S. The network structure of social capital // Research in Organizational Behaviour. 2000. Vol. 22. P. 345–423.

Carson J. Shared leadership and culture: Potential emergence and global application // Emergent models of global leadership: A volume in building leadership bridges / N. S. Huber & M. C. Walker (eds.). College Park, 2005. P. 1–16.

Cha M., Haddadi H., Benevenuto F., Gummadi P. K. Measuring User Influence in Twitter: The Million Follower Fallacy // Proceedings of the International AAAI Conference on Web and Social Media. 2010. Vol. 4(1). P. 10–17.

Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // American Journal of Sociology. 1988. № 94. Р. 95–120.

Cranefield J., Yoong P. Interorganisational knowledge transfer: the role of the gatekeeper // International Journal of Knowledge Learning. 2007. Vol. 3. Р. 121–138.

Cross R., Prusak L. The people who make organizations go — or stop // Harvard Business Review. 2002. Vol. 80 (6). P. 105–112.

Diani M. Leaders or Brokers? Positions and Influence in Social Movement Networks // Social movements and networks / M. Diani, D. Mc Adam (eds.). Oxford, 2003. P. 105–122.

Fleming L., Waguespack D. M. Brokerage, Boundary Spanning, and Leadership // Organization Science. 2007. Vol. 18(2). P. 165–180.

Freeman L. C. Centrality in Networks: I. Conceptual Clarification // Social Networks. 1979. № 1. Р. 215–239.

Gruhl D., Guha R., Liben-Nowell D., Tomkins A. Information diffusion through Blogspace // WWW04: The 2004 World Wide Web Conference in conjunction with ACM Conference on Electronic Commerce [EC’04]) N. Y., 2004. P. 491–501.

Haro-de-Rosario A., Sбez-Martín A., Caba-Pйrez M. C. Using social media to enhance citizen engagement with local government: Twitter or Facebook? // New media & society. 2018. Vol. 20(1). P. 29–49.

Hofmann S., Beverungen D., Rдckers M., Becker J. What makes local governments’ online communications successful? Insights from a multi-method analysis of Facebook // Government Information Quarterly. 2013. Vol. 30, iss. 4. P. 387–396.

Hoppe B., Reinelt C. Social network analysis and the evaluation of leadership networks // The Leadership Quarterly. 2010. Vol. 21, iss. 4. P. 600–619.

Iakhnis E., Badawy A. Networks of Power: Analyzing World Leaders Interactions on Social Me-dia // ArXiv. 2019. Vol. abs/1907.11283. P. 1–37.

Kadushin C. Understanding social networks: theories, concepts and findings. N. Y., 2012. 264 p.

Katz E., Lazarsfeld P. F. Personal influence: The part played by people in the flow of mass communication // SchlЁ№sselwerke der Netzwerkforschung [Key Works of Network Analysis] /Eds. B. Holzer, C. Stegbauer. Wiesbaden, 2019. P. 293–296.

Khan N. S., Ata M., Rajput Q. Identification of opinion leaders in social network // International Conference on Information and Communication Technologies (ICICT). Karachi, 2015. Р. 1–6.

Knoke D. Political Networks: The Structural Perspective (Structural Analysis in the Social Sci-ences). Cambridge, 1990. 290 p.

Lazarsfeld P. F., Berelson B., Gaudet H. The people’s choiсe: How the voters makes up his mind in a presidential campaign. 2nd ed. N. Y., 1948. 178 p.

Lin N. Social Capital: A Theory of Structure and Action. L. ; N. Y., , 2001. 278 р.

Marsden P. Brokerage behaviour in restricted exchange networks // Social structure and network analysis / Ed. by P. Marsden, N. Lin. Beverley Hills, 1982. Р. 201–218.

Mehra A., Dixon A. L., Brass D. J., Robertson B. The Social Network Ties of Group Leaders: Implications for Group Performance and Leader Reputation // Organization Science. 2006. Vol. 17, № 1. P. 64–79.

Mergel I. Social media adoption and resulting tactics in the US federal government // Government Information Quarterly. 2013. Vol. 30, iss. 2. P. 123–130.

Moreno-Sandoval L. G., Pomares Quimbaya A., Jorge A., Alvarado Valencia J. A. Celebrity profiling through linguistic analysis of digital social networks // Computational Social Networks. 2021. Vol. 8, № 16. P. 1–36.

Obstfeld D. Social networks, the tertius iungens orientation, and involvement in innovation // Administrative Science Quarterly. 2005. № 50. Р. 100–130.

Ognyanova K. Multistep flow of communication: Network effects // The International Encyclopaedia of Media Effects. N. Y., 2017. P. 1–10.

Pasquel-Lуpez C., Rodrнguez-Aceves L., Valerio-Ureсa G. Social Network Analysis of EduTubers // Frontiers in Education. 2022. Vol. 7. P. 1–11.

Plastrik P., Taylor M. Net gains: A handbook for network builders seeking social change. Alexandria, 2006. 117 p.

Podolny J. M., Baron J. N. Resources and relationships: Social networks and mobility in the workplace // American Sociological Review. 1997. № 62. Р. 673–693.

Putnam R. D. Bowling alone: The Collapse and Revival of American Community. N. Y., 2000. 541 p.

Rogers E. M. Diffusion of Innovations. N. Y., 1971. 453 p.

Rost C. R. Leadership for the twenty-first century (Vol. Reprint). Westport, 1993. 220 p.

Shi J., Salmon C. T. Identifying Opinion Leaders to Promote Organ Donation on Social Media: Network Study // Journal of Medical Internet Research. 2018. Vol. 20, № 1. Р. 1–13.

Staggenborg S. The Consequences of Professionalization and Formalization in the Pro­Choice Movement // American Sociological Review. 1988. Vol. 53. P. 585–605.

Strauss N., Kruikemeier S., Meulen H. van der, Noort G. van. Digital diplomacy in GSS countries: Strategic communication of western embassies on twitter // Government Information Quarter-ly. 2015. Vol. 32, iss. 4. P. 369–379.

Valente W. T. Social network thresholds in the diffusion of innovations // Social Networks. 1996.Vol.18, iss. 1, Jan. P. 69–89.

Valente W. T., Fujimoto K. Bridging: Locating Critical Connectors in a Network // Social Net-works. 2010. Vol. 32, iss. 3. July. P. 212–220.

Watts D. J., Dodds P. S. Influentials, networks, and public opinion formation // Journal of Consumer Research. 2007. Vol. 34, Dec. P. 441–458.

Xu W. W., Sang Y., Blasiola S., Park H. W. Predicting opinion leaders in twitter activism networks: The case of the Wisconsin recall election // American Behavioral Scientist. 2014. Vol. 58, iss. 10. Р. 1278–1293.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.3.056

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.