Возможности вовлечения в социокультурные практики, развивающие инклюзивную культуру

Татьяна Юрьевна Быстрова

Аннотация


Представлены и проанализированы современные социокультурные практики, использующие механизмы вовлечения и способствующие развитию инклюзивной культуры участников. Проведен культурологический анализ понятия «вовлечение», показано его ценностно­коммуникативное наполнение, связь вовлечения с «культурой участия», предполагающей, согласно определению, совместную добровольную деятельность представителей различных возрастных, социальных или профессиональных групп, направленную на социально значимые цели. Выведены ценностно-­смысловые критерии вовлечения в инклюзивные социо­культурные практики и с их помощью проанализированы ход и результаты организованных автором инклюзивной выставки «Конструируем вместе» (2017) и проекта «Школа инклюзивного дизайна» (2021).

Ключевые слова


вовлечение; культура участия; инклюзивная культура; ценности инклюзивной культуры; культурная практика; социокультурный проект; ограниченные возможности здоровья

Полный текст:

PDF

Литература


Быстрова Т. Ю. Использование художественных механизмов в современных музейных коммуникациях (проект «Искусство путешествий», УОЛЕ, 2013–2014) // Художественная специфика и социальный потенциал современного искусства : сб. науч. ст. / ред.: Л. А. Закс, Т. А. Круглова. Екатеринбург, 2017. С. 20–42.

Быстрова Т. Ю., Мурзина И. Я. Как создать школьный музей в духе культуры участия. Екатеринбург, 2023. 68 с.

Вовлечение жителей в проекты благоустройства : метод. рекомендации по реализации проектов повышения качества среды моногородов. М., 2017. 17 с.

Инклюзивное образование в России: реальность или перспектива // Орел-регион : интернет-издание. 2021. 1 нояб. URL: https://regionorel.ru/novosti/novosti/inklyuzivnoe_obrazovanie_v_rossii_realnost_ili_perspektiva/ (дата обращения: 23.06.2023).

Инклюзия в музее. Из опыта работы Красноярского краевого краеведческого музея : метод. пособие. Красноярск, 2018. 68 с.

Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 204 с.

Маликова М. Г. Аксиологический подход в педагогике: современность и перспективы // Hominum. 2022. № 2. С. 47–56.

Менш П. ван, Мейер­ван Менш Л. Новые тренды в музеологии / пер. с англ. В. Г. Ананьева. М., 2021. 127 с.

Организация инклюзивной среды в учреждениях культуры : науч.-практ. пособие для сотрудников учреждений культуры / А. Б. Афонин, Ю. Н. Галагузова, В. В. Колесников, К. В. Чупина ; под науч. ред. Ю. Н. Галагузовой. Екатеринбург ; Берлин, 2019. 172 с.

Парубина В. Д., Панченко О. Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. ТИСБИ. 2015. № 3. Б. с. сайт. URL: https://www.tisbi.ru/files/prod/home/nauka/vestnik-universiteta-upravleniya-tisbi/94ae8f476ae1de22e383cc766998dd86.pdf (дата обращения: 23.06.2023).

Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие. М., 2003. 192 с.

Тимофеева С. В. Аксиологический подход в образовании — наиважнейший фактор воспитания духовного и творческого начал в личности // Вестн. КрасГУ. 2009. № 3. С. 251–258.

Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации : учебник для вузов. М., 2004. 246 с.

Яковенко Л. Н. Аксиологический подход к образованию как движущей силе устойчивого развития личности // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 1(288). С. 24–28.

Cultural Participation and Inclusive Societies. A thematic report based on the Indicator Framework on Culture and Democracy, December 2016. Report authors: R. A. List, O. Kononykhina and J. L. Cohen. Council of Europe, 2016. 42 p.

Li Y., Feng Q., Zhu H. et al. Social Participation // Encyclopedia of Gerontology and Population Aging. Springer, Cham., 2021. P. 1–10. https://www.doi.org/10.1007/978-3-319-69892-2_647-1

Naud D., Genereux M., Alauzet A. et al. Social Participation and Barriers to Community Activ-ities Among Middle-aged and Older Anadians: Differences and Similarities According to Gender and Age // Geriatrics and Gerontology International. 2021. № 21 (1). P. 77–84. https://www.doi.org/10.1111/ggi.14087

Placemaking: What If We Built Our Cities Around Places? : Project for Public Spaces. 13 p. URL: https://uploads­ssl.webflow.com/5810e16fbe876cec6bcbd86e/6335ddc88fbf7f29ec537d49_2022%20placemaking%20booklet.pdf (date of access: 01.07.2023).

Sharon Jeannotte M. Singing Alone? The Contribution of Cultural Capital to Social Cohesion and Sustainable Communities // International Journal of Cultural Policy. 2003. № 9 (1). P. 35–49. https://www.doi.org/10.1080/1028663032000089507

UNESCO, Measuring Cultural Participation: 2009. Framework for Cultural Statistics Hand-book № 2. Montreal, 2012. 128 p.

Uslaner E. M. Segregation and Mistrust: Diversity, Isolation, and Social Cohesion, Cambridge ; New York, 2012. 284 p.

Wu I­H., Liang Ch., Ip Ch. Y. Involvement Theory with Market Segmentation: Effect of False Functional Food Advertising on Purchase Intention // Foods. 2022. № 11 (7). P. 978. https://www.doi.org/10.3390/foods11070978




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.4.070

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.