Медиапроекты в русле прикладной (образовательной) урбанистики: теория и практика

Ирина Яковлевна Мурзина

Аннотация


Статья посвящена раскрытию потенциала образовательной урбанистики как нового направления в прикладных социокультурных исследованиях на примере проекта «Город, открытый тобой». Автор раскрывает особенности современной цифровой культуры и выделяет значимые аспекты ее функционирования (технико­технологический, аксиологический, гуманитарный). Каждый из этих аспектов значим для образования. Обосновывается такое направление прикладных социокультурных исследований, как образовательная урбанистика, а также раскрывается ее потенциал в медиаобразовании. С помощью методов дискурсивного анализа и педагогического моделирования решаются вопросы интеграции реального и виртуального миров в образовательных практиках. Показано значение образовательной урбанистики в профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе базовых национальных ценностей. Приводятся примеры конкретных заданий в русле медиапедагогики для решения задач освоения социокультурного пространства города и презентации результатов собственных исследований, творческих и социальных активностей школьников в цифровой среде.

Ключевые слова


цифровая культура; прикладные направления социокультурного освоения города; образовательная урбанистика; медиапрактики; позитивная идентичность; город; воспитательный потенциал

Полный текст:

PDF

Литература


Берзин Б. Ю., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Современный городской учитель: особенности социального статуса // Вопр. управления. 2017. № 5(48). С. 139–146.

Буланов М. В., Россинская А. Н., Асонова Е. А. Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 6 (40). С. 236–245. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-6-236-245

Буралова Р. А., Бетильмерзаева М. М., Мусханова И. В. Анализ удовлетворенности деятельностью классного руководителя со стороны обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. 2023. № 3(63). С. 724–745. https://doi.org/10.32744/pse.2023.3.44

Глейзер Э. Триумф города. Как наше величайшее изобретение делает нас богаче, умнее, экологичнее, здоровее и счастливее / пер. с англ. И. Кушнаревой. М., 2015. 432 с.

Голодов Е. А., Герлах И. В., Копченко И. Е. и др. Профессиональные дефициты педагогов в области ИКТ-­компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 4(58). С. 58–73. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.4

Дагбаева С. Б., Кимова С. З. Диагностика профессиональных дефицитов учителей в условиях цифровой образовательной среды //

Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1, № 2(2). С. 71–77.

Игнатьева Е. Ю., Горычева С. Н., Звяглова М. В. Образовательная урбанистика в контексте дидактики // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 42–57. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.3

Игнатьева Е. Ю., Паршина Ю. Г. Образовательная урбанистика: возвращение в реальность // Непрерывное педагогическое образование как фактор развития региональной экосистемы : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Великий Новгород, 17–18 мая 2022 г. Великий Новгород, 2023. С. 226–231. https://doi.org/10.34680/978-5-89896-840-3/2023.education.37

Кластер «Образовательная урбанистика» проекта «Умные каникулы» в Московской об-ласти / В. В. Карева, В. Н. Садова, И. Н. Сухоручкина, А. А. Сухоручкина // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. 2022. № 3. С. 363–373.

Масленникова Т. В. Городской проект как ресурс открытого образовательного пространства // Современный учитель — взгляд в будущее : сб. науч. ст., Екатеринбург, 17–18 нояб. 2022 г. Ч. 2. Екатеринбург, 2022. С. 185–187. https://doi.org/10.26170/ST2022t1­164

Мурзина И. Я. Город, открытый тобой: рабочие тетради для педагогов. Вып. 1–3. Екате-ринбург, 2021–2023. URL: http://ural­patrius.ru/biblioteka/istoriyaurala/5/

Мурзина И. Я., Симбирцева Н. А. Медиапрактики в патриотическом воспитании (приобщение к ценностям региональной истории и культуры) : учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2021. 200 с.

Оводова С. Н., Жигунов А. Ю. Гуманитарная урбанистика: методика анализа типов урбанистического дискурса. Омск, 2020. 88 с.

Ростовцева М. В., Помазан В. А., Рутц М. Л. и др. Готовность педагогов средней школы к реализации инклюзивного обучения // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 130–144. https://doi.org/10.7256/2454­0676.2021.2.35622

Федорова М. А., Чурилова И. Н., Винникова Т. А. Подготовка студентов­-переводчиков с позиций образовательной урбанистики // Ярослав. пед. вестн. 2023. № 1 (130). С. 66–74. https://doi.org/10.20323/1813_145X_2023_1_130_66_74.

Чичканова Т. А. Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы) // Науковедение : интернет-журн. 2014. № 4 (23). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/101PVN414.pdf

Шевелев А. Н. Методологические подходы современной образовательной урбанистики // Непрерывное образование. 2015. № 3 (13). С. 75–89.

Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000) / авториз. пер. с нем. Е. Земсковой и М. Лавринович. М., 2007. 589 с.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.4.071

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.