Организация и самоорганизация в управлении студенческой наукой и научным наставничеством

Елена Викторовна Кеммет

Аннотация


В статье рассматриваются организация и самоорганизация как принципы управления студенческой наукой и научным наставничеством в вузе. Студенческая наука и научное наставничество трактуются как два взаимосвязанных вида деятельности студентов и преподавателей­наставников. Показано, что управление ими предполагает, с одной стороны, организационные формы, с другой — процессы самоорганизации. Цель статьи состоит в выявлении значения принципов организации и самоорганизации для университетского управления студенческой наукой и научным наставничеством. Задачами являются обобщение вузовских практик организации студенческой науки и связанных с ними практик научного наставничества, а также характеристика проявлений самоорганизации в деятельности студентов­исследователей и их научных наставников. Эмпирической основой статьи являются результаты исследования, реализованного в 2023 г. с помощью методов систематического анализа литературы, всероссийского опроса студентов (n = 3032). На основе результатов систематического обзора выделены пять организационных форм студенческой науки и соответствующие им практики научного наставничества. Данные опроса показывают равное значение организационного начала и самоорганизации в развитии студенческой науки и научного наставничества в российских университетах. Подчеркивается важность программ научного наставничества, которые способствуют самоорганизации и инициативности студентов в научном плане. Практическое значение исследования заключается в обосновании важности совмещения организационного и самоорганизационного подходов в управлении студенческой наукой, которое повышает продуктивность исследовательской деятельности студентов и их научных наставников.

Ключевые слова


студенты; научные наставники; научное наставничество; студенческая наука; управление студенческой наукой; организация и самоорганизация в университетском управлении

Полный текст:

PDF

Литература


Академическая мобильность // Уральский федеральный университет : офиц. сайт. URL: https://gsem.urfu.ru/ru/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/academic-mobility/ (дата обращения: 09.06.2023).

Баженов Р. И., Пронина О. Ю. Как создать студенческое научное общество. Биробиджан, 2017. 61 с.

Белоногова Л. Н., Тимошина И. Н., Иванова А. В. Аспекты работы по вовлечению будущих учителей в научно-исследовательскую деятельность // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5, № 2. С. 202–215.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания. М., 1995. 323 с.

Биричева Е. В., Фаттахова З. А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 9–22. https://doi.org/10.31992/0869­3617­2021­30­1­9­22

В России запустят программу научного наставничества // Информационное агентство ТАСС : сайт. 2023. 10 марта. URL: https://tass.ru/obschestvo/17236941 (дата обращения: 20.03.2023).

Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социол. обозрение. 2002. Т. 2, № 1. С. 42–70.

Григорьева Е. И., Панкова Е. И. Студенческое научное общество как фактор личностно-профессионального саморазвития в социально-культурной сфере // Вестн. Моск. гос. ун-­та культуры и искусств. 2017. № 1(75). С. 193–199.

Дианова Ю. А. Инновационные технологии во внеучебной научно-проектной работе со студентами вуза // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 2 (50). С. 39–45. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2022_13_02_39

Зашихина И. М. Академическое письмо: дисциплина или дисциплины? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. С. 134–143. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-134-143.

Исаева Э. Л. Университетская автономия и академическая свобода // Вестн. Мед. ин-та. 2020. № 1(17). С. 54–57. https://doi.org/10.36684/med-2020-17-1-54-57

Кочемасова Л. А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер. : Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 18, № 1. С. 29–46. https://doi.org/10.17673/vsgtu­pps.2021.1.3.

Кузьмин В. П. Развитие студенческой науки на кафедре социальной работы и безопасности жизнедеятельности Курского государственного медицинского университета // Коллекция гуманитарных исследований. 2021. № 4 (29). С. 78–83. https://doi.org/10.21626/j­chr/2021­4(29)/10

На площадке Конгресса молодых ученых прошла Школа РНФ 2.0. URL: http://youngscience.gov.ru/news/news/2363/ (дата обращения: 16.06.2023).

Научно-­просветительский проект «Ученый начинается с учителя» // Правительство Ульяновской области : сайт. URL: https://xn-b1aqbiftj7e1a.xn-80af5akm8c.xn-p1ai/public/application/item?id=1b5e5ea7-a5dd-4609-a905-a372732c89a4 (дата обращения: 09.05.2023).

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (исследовательская школа для магистрантов и аспирантов) : офиц. сайт. URL: http://www.fsn.unn.ru/nauka/issledovatelskaya-shkola-sotsialno-politicheskie-protsessy-v-usloviyah-globalizatsii/ (дата обращения: 09.05.2023).

Петрова Г. И. Современный университет как корпорация: новая роль традиционной корпоративности // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 2(114). С. 25–33. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.013

Повышение квалификации в форме стажировки // МГУ имени М. В. Ломоносова : офиц. сайт. URL: https://www.ucheba-msu.ru/stagirovka (дата обращения: 09.06.2023).

Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. : Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 174. С. 7–14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-174-7-14.

Школа РНФ, Art&Science, студенческие лаборатории. Самое интересное с первого дня Конгресса молодых ученых в Сочи // ITMO.NEWS : сетевое издание. 2021. 9 дек. URL: https://news.itmo.ru/ru/education/trend/news/12285/ (дата обращения: 20.06.2023).

Юрченко И. Ю. Публикация статей студентов: наука или погоня за рейтингом? (на материале историографии казачества 2016–2017 гг.) // Вестн. Науч.-метод. совета по природообустройству и водопользованию. 2018. № 11. С. 174–182.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2023.29.4.080

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.