Иван Пуни в Берлине: взгляд эмигранта на русское искусство (на материале книги «Современная живопись»)

Тамара Александровна Галеева, Александра Юрьевна Петкау

Аннотация


Исследование посвящено художественно-критической деятельности мастера русского авангарда И. Пуни в рамках его берлинского периода (1920–1923). Материалом для анализа послужила книга «Современная живопись» И. Пуни, в которой обобщены не только первоначальные тексты публичных лекций Пуни, но и его рефлексия на возникшую критическую реакцию. С опорой на структурно-семиотический анализ проводятся параллели с живописным опытом И. Пуни, выявляются аксиологические установки времени. В годы эмиграции Пуни был среди тех, кто формировал взгляды на искусство своего времени. За этот период критик прошел путь от понимания механистических приемов композиции русского беспредметного искусства к важности интуитивного начала как основы творчества и зрительской работы при восприятии произведения искусства, семантически наполненного и неоднозначно считываемого. На страницах книги художник вступает в дискуссию с Э. Лисицким, В. Татлиным, крупнейшими европейскими художниками, обосновывая свой взгляд на болевые точки современного искусства.

Ключевые слова


художественная критика; искусство русского зарубежья; авангард; русское беспредметное искусство; манифест

Полный текст:

PDF

Литература


Барт Р. Миф сегодня // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 297–325.

Бунин И. А. Миссия русской эмиграции // Великий дурман. М., 1997. С. 126–138.

Бурлюк Д. Кубизм. Пощечина общественному вкусу. М., 1913.

Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург, 2000.

Галеева Т. А. Искусство русского зарубежья (страны Западной Европы). Екатеринбург, 2017.

Грачева С. М. Отечественная художественная критика XX века: вопросы теории, истории, образования : дис. … д-ра искусствоведения. СПб., 2010.

Демосфенова Г. Л. Понятийный словарь теоретических текстов К. С. Малевича (проблемы исследования) // Поэзия и живопись : сб. тр. памяти Н. И. Харджиева. М., 2000. С. 195–203.

Зыкова И. В. Идиоматика авангарда: ID card идиомы в авангардном дискурсе // Когнитивные исследования языка. 2018. № 35. С. 210–219.

Зыкова И. В. «Новые пути слова»: теория и методология когнитивного исследования поэтики авангардного манифеста // Критика и семиотика. 2019. № 2. С. 207–229

Кантор М. Чертополох: философия живописи. М., 2016.

Крусанов А. В. Термин «левое искусство» в художественной жизни России первой трети XX в. // Chinese Journal of Slavic Studies. 2022. № 2(1). С. 51–69

Лапшина Е. Г. Архитектурное пространство как динамическая система : дис. … д-ра архитектуры. Н. Новгород, 2016.

Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1999.

Малевич К. С. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 3 : Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой: с приложением писем К. С. Малевича к М. О. Гершензону (1918–1924) / сост., публ., вступ. ст., подгот. текста, коммент., примеч. А. С. Шатских. М., 2000.

Попков В. Д. Русскоязычные пространства за рубежом: специфика формирования и основные особенности // Вестн. Ин-та Кеннана в России. 2011. № 19. С. 45–56.

Пуни И. А. Современная живопись. Берлин, 1923.

Ракитин В. И. Левое искусство // Энциклопедия русского авангарда : в 3 т. Т. 3 : А–М. История, теория. М., 2014.

РАХ — Российская академия художеств : словарь терминов. URL: https://www.rah.ru/science/glossary/index.php?sphrase_id=77282 (дата обращения: 21.10.2023).

Сарабьянов Д. В. Иван Пуни. М., 2020. (Сер. : Художники русской эмиграции).

Толстой А. В. Художники русской эмиграции. М., 2019.

ТСРЯ — Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2011.

Шкловский В. Б. Гамбургский счет : статьи — воспоминания — эссе (1914–1933). М., 1990.

Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. М., 2016.

Эренбург Э. А все-таки она вертится. Берлин, 1922.

Эренбург Э. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 8 :. Люди, годы, жизнь. М., 1990.

Эткинд М. Александр Бенуа как художественный критик. СПб., 2008.

Berninger G., Cartier J.-A. Jean Pougny : Catalogue de l’oeuvre : in 2 t. T. 1 : Les annees d’avant-garde, Russie — Berlin, 1910–1923. Tubingen, 1971.

Berninger G., Cartier J.-A. Jean Pougny : Catalogue de l’oeuvre : in 2 t. T. 2 : Paris — Cote d’Azur, 1924–1956 Peintures. Tubingen, 1992.

Lippman W. Public Opinion. N. Y., 1966.

Merkert J. Iwan Puni, 1892–1956 : exhibition catalogue. Berlin, 1993.

Nieslony M. Bedingtheit der Malerei: Ivan Puni und die moderne Bildkritik. Berlin, 2016.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.1.008

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.