Популяризация школы русского балета за рубежом представителями династии Мессереров — Плисецких

Оксана Владимировна Резник, Ольга Ивановна Кухарская

Аннотация


Сохранение и популяризация искусства балета составляют одну из актуальных проблем современности. Значимость и популярность русского балета в истории мировой хореографии в первую очередь определяется конкретными произведениями и персоналиями, а история его развития — талантом и опытом исполнителей, хореографов и педагогов. ХХ в. ознаменован значительным числом выдающихся исполнителей, среди которых особое место занимают представители династии Мессереров — Плисецких: Асаф, Суламифь и Михаил Мессереры, Майя, Александр, Азарий и Анна Плисецкие. Являясь представителями и популяризаторами русской балетной школы, они своими выступлениями, постановочной и педагогической деятельностью создали особое хореографическое пространство вне политических границ. В исследовании на основании автобиографических материалов рассмотрен вклад в популяризацию русского балета Суламифи Мессерер, Майи и Азария Плисецких.

Ключевые слова


русская балетная школа; хореограф; Майя Плисецкая; Азарий Плисецкий; Суламифь Мессерер

Полный текст:

PDF

Литература


Белова Е. П. Постановки студии «Драмбалет» 1920-х годов // Вестн. Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 3(74). С. 21–32. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postanovki-studii-drambalet-1920-h-godov/viewer (дата обращения: 05.10.2023).

Володченков Р. Г. Влияние творчества французского хореографа Мориса Бежара на советских хореографов 1960–1980-х гг. // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2014. № 9(120). С. 59–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tvorchestva-frantsuzskogo-horeografa-morisa-bezhara-na-sovetskih-horeografov-pokoleniya-1960-1980-h-gg/viewer (дата обращения: 05.10.2023).

Киба Д. В. Гуманитарное взаимодействие Японии и СССР во второй половине XX века // Новейшая история России. 2021. Т. 11, № 1. С. 199–213. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnoe-vzaimodeystvie-yaponii-i-sssr-vo-vtoroy-polovine-xx-veka (дата обращения: 05.10.2023).

Крыжов И. С. Российско-японские культурные связи в области музыкального искусства: опыт деятельности Мариинского театра на рубеже XX–XXI вв. // Петерб. ист. журн. 2017. № 4(16). С. 297–309. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-yaponskie-kulturnye-svyazi-v-oblasti-muzykalnogo-iskusstva-opyt-deyatelnosti-mariinskogo-teatra-na-rubezhe-hh-hhi-vv (дата обращения: 04.10.2023).

Крюкова О. А. Па-де-де Франции и России: диалог культур в балете // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Гуманитарные науки. 2018. № 11(804). С. 250–260. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pa-de-de-frantsii-i-rossii-dialog-kultur-v-balete (дата обращения: 05.10.2023).

Мессерер С. М. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М., 2005.

Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая. 1994. 159 с. URL: https://bookscafe.net/read/pliseckaya_mayya-ya_mayya_pliseckaya-250750.html#p23 (дата обращения: 01.10.2023).

Плисецкая М. М. Тринадцать лет спустя : Сердитые заметки. М., 2008.

Плисецкий А. М. Жизнь в балете : Семейные хроники Плисецких и Мессереров. М., 2018.

Рославлева Н. П. Майя Плисецкая. М., 1966. С. 164 http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st010.shtml (дата обращения: 07.10.2023).

Сакамото де Мясников Ф. М. Т. «Кубинское чудо»: к 70-летию создания «Балета Алисии Алонсо» // Вестн. Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 2(55). С. 17–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kubinskoe-chudo-k-70-letiyu-sozdaniya-baleta-alisii-alonso/viewer (дата обращения: 07.10.2023).

Сапанжа О. С. Первые гастроли балетной труппы Большого театра СССР в Японии (1957). По воспоминаниям Ольги Лепешинской // Вестн. Акад. рус. балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 2(67). С. 62–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-gastroli-baletnoy-truppy-bolshogo-teatra-sssr-v-yaponii-1957-po-vospominaniyam-olgi-lepeshinskoy (дата обращения: 07.10.2023).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.1.010

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.