Роль вокально-инструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 1960–1980-х гг.

Лариса Владимировна Макарская, Ольга Борисовна Элькан

Аннотация


В статье исследуется феномен вокально-инструментального ансамбля (ВИА) и его роль в развитии песенного жанра в отечественной музыкальной культуре с момента появления ВИА до окончания советского периода в искусстве. Актуальность темы обусловлена необходимостью адекватной оценки закономерностей развития массовой музыки советского периода — идеологически неоднозначного и породившего музыкальные явления различной культурной ценности. Целью статьи является определение влияния ВИА на эволюцию песенного жанра в 1960–1980-е гг. Методология статьи опирается на системно-исторический подход. Показано, что в обозначенный период деятельность вокально-инструментальных ансамблей играла важную роль в развитии отечественной песенной культуры, способствуя активной трансляции песенных жанров. Отмечены два основных фактора, определивших специфику песенного творчества в сфере ВИА: 1) поиск новых форм, техник, способов музыкального высказывания, соответствующих социокультурным запросам слушателей и опирающихся на лучшие традиции отечественной музыки; 2) влияние западной культуры с ее поисками в области электронного инструментария, джаза, диско, техно, рок- и поп-музыки, массовизации и коммерциализации искусства.

Ключевые слова


вокально-инструментальный ансамбль; песенный жанр; песня; советская музыка; рок-музыка; эстрада

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеева А. А. Песенное творчество (60–80-е годы) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2015. № 2. С. 125–146.

Алимова Э. С. Генезис и «пластовая» специфика феномена «вокально-инструментальный ансамбль» // Юж.-Рос. муз. альм. 2019. № 4 (37). С. 99–105.

Бубнова И. А. Песня как зеркало государственной морали и инструмент конструирования мировоззрения личности // Вопр. психолингвистики. 2020. № 3 (45). С. 28–40.

Волобуев В. А., Политковская К. В. Культурологические представления об эстрадно-джазовой музыке // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 114–120.

Грачева Т. В. Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 35 (173) : Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 168–172.

Дегтярев Е. Е. Вокально-инструментальные ансамбли в музыкальной культуре Астрахани 60–80-х гг. ХХ в. // Гуманитарные исследования (Астрахань). 2008. № 4. С. 194–203.

Кутейников И. А. Развлекательное искусство в России в ХХ веке: от «легкого жанра» к шоу-бизнесу // Сиб. науч. вестн. 2011. № 3 (5). С. 200–205.

Лях В. И., Сигида Д. А. Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века // Культурная жизнь Юга России. 2015. № 2 (57). С. 22–27.

Мартыненко Е. П. Техно-симфония как современный медиажанр // Музыка в пространстве медиакультуры. Краснодар, 2020. С. 162–166.

Николаев С. В. Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960–1980 годов // Междунар. журн. гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4–3 (43). С. 19–22.

Помещикова В. В. Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования. 2015. № 20. С. 40–43.

Семенов В. Е. Дегуманизация в модернистском и массовом искусстве XX — начала XXI в. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10, № 1. С. 31–37.

Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960–1990. Ростов на/Д, 2012. 192 с.

Шаповалов В. Ф. Парадоксы искусства советского периода // Философия хозяйства. 2010. № 6. С. 213–224.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.1.012

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.