Взаимосвязь социометрических статусов подростков с их позициями в буллинге

Ирина Анатольевна Ершова, Анна Александровна Быкова

Аннотация


Статья посвящена проблеме буллинга в подростковой среде. С опорой на опубликованные работы по данной проблематике определена цель исследования: выявить взаимосвязь социометрических статусов подростков с их позициями в буллинге. В выборку вошли ученики 6-х и 9-х классов в количестве 86 человек. В качестве диагностического инструментария использованы три методики: опросник состояния агрессии А. Басса, А. Дарки, методика «Социометрия» Дж. Морено, методика на выявление «буллинг-структуры» Е. Г. Норкиной. В результате эмпирического исследования установлено наличие взаимосвязей социометрических статусов подростков с их позициями в буллинге. Выявлены значимые корреляции между позициями подростков в буллинге и видами агрессии. В результате сравнительного анализа обнаружены достоверные различия между подростками, занимающими разные позиции в буллинге, в выраженности у них определенных видов агрессии. Определены различия между мальчиками и девочками в распределении ролей в буллинге: мальчики чаще выступают в роли «защитника», девочки — «наблюдателя».

Ключевые слова


подростки; буллинг; социометрический статус; агрессия

Полный текст:

PDF

Литература


Алешина Ю. Е., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 64–71.

Глазман O. Л. Психoлoгичeскиe oсoбeннoсти участникoв буллинга // Изв. Рoс. гoс. пед. ун-та им. А.И. Гeрцeна. СПб., 2009. № 105. С. 159–165.

Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, сенсорика, размер и тип школы // Вопр. образования. 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennost-bullinga-vozrastnye-i-gendernye-razlichiya-znachimost-razmera-i-tipa-shkoly/viewer (дата обращения: 05.03.2023).

Кoн И. П. Чтo такoe бyллинг и как с ним бoрoться // Сeмья и шкoла. 2006. № 11. С. 15–18.

Король Н. В. Личностные особенности подростков, занимающих различные позиции в ситуации буллинга // Universum: психология и образование : электрон. науч. журн. 2022. 7(97). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14018 (дата обращения: 05.03.2023)

Кочнева Е. М., Емелина И. Е., Симанина А. А. Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга // Проблемы современного педагогического образования. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiometricheskaya-pozitsiya-shkolnika-i-ego-rol-v-strukture-bullinga (дата обращения: 05.03.2023).

Макарова Ю. Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 5А. С. 181–192.

Маланцева О. Д. Буллинг в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2017. № 4. С. 90– 92.

Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А., Фомина А. В. Особенности статусно-ролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49391232_47408120.pdf. (дата обращения: 05.03.2023).

Норкина Е. Г. Методика на выявление «буллинг-структуры» // Таврический научный обозреватель. 2016. № 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-na-vyyavlenie-bulling-struktury (дата обращения: 05.03.2023).

Петрoсянц В. Р. Прoблeма бyлинга в сoвременной oбразoвательнoй среде // Вестн. ТГПУ. 2011. № 6. С. 151–154.

Разова О. Е., Гудкова Е. В. Гендерные особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2019. № 4 (58). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/7141 (дата обращения: 14.03.2023).

Реан А. А. Психология детства : учебник. СПб., 2003.

Реан А. А., Ставцев А. А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия агрессии и буллинга // Вопр. образования: Educational Studies Moscow. 2020. № 3. С. 37–59.

Сафронова М. В. Буллинг в образовательной среде: мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 182–185.

Шалагинова К. С., Куликова Т. И., Залыгаева С. А. Половозрастные особенности школьников как предикторы риска буллинга // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. : Психологические науки. 2019. № 3. С. 126–138.

Olweus D. Bully/victim problems in school: Facts and intervention // European Journal of Psychology of Education. 1991. Vol. 12. P. 495–510. URL: https://pdfslide.net/documents/bullyvictim-problems-in-school-facts-and-intervention.html?page=1 (date of access: 05.03.2023).

Rigby K. Bullying in schools and what to do about it. Melbourne, 1996. 346 p. URL: https://bullyproofclassroom.com/wp-content/uploads/2015/03/Kenneth-Rigby-Book.pdf (date of access: 05.09.2023).

Rоland Е., Munthe Е. Bulling: An Intеrnatiщnal Pеrspеc tive. L., 1989. URL: https://archive.org/details/bullyinginternat0000unse (date of access: 05.03.2023).




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.1.016

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.