Управление личностной ресурсностью в позднем возрасте

Наталья Степановна Глуханюк, Тамара Борисовна Сергеева

Аннотация


Статья посвящена поиску методов управления ресурсностью в позднем возрасте на основе эмпирических данных о психологических особенностях пожилых людей. Представлена структура ресурсности и ее изменения при переходе от второго периода зрелости к пожилому возрасту. Обнаруженные особенности рассматриваются как информационная основа выбора методов управления личностной ресурсностью. Рассмотрены возможности использования психологических инструментов для сохранения, поддержания и перераспределения ресурсов в образовании, психотерапии и при консультировании. Проведен анализ подходов, принципов построения образования, технологий и методов обучения людей позднего возраста. Сделан акцент на применении ресурсного подхода для планирования образования и для исследования ресурсов пожилых людей. Обнаружено, что использование образовательных программ недостаточно для активации ресурсов. Раскрыты возможности и ограничения методов консультирования и терапии.

Ключевые слова


поздний возраст; пожилой возраст; психологические ресурсы; личностная ресурсность; методы управления ресурсностью; образование; консультирование; психотерапия; психологическое сопровождение

Полный текст:

PDF

Литература


Бордовский Г. А. и др. Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование // Человек и образование. 2021. Вып. 2 (67). C. 173–184.

Боровикова Я. В., Комаровская Е. П. Третий возраст в системе отечественной образовательной стратегии // Перспективы науки и образования : междунар. электрон. журн. 2018. № 4 (34). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf_180445.pdf (дата обращения: 27.11.2023).

Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / под ред. И. Б. Гриншпуна. Москва ; Воронеж, 2004. 464 с.

Высоцкая И. В., Митина А. М. Модели и технологии обучения людей пожилого возраста: анализ отечественных и зарубежных подходов // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер. : Проблемы социально-гуманитарного знания. 2010. № 9 (69). С. 118–122.

Ермолаева М. В. Современные технологии психологического консультирования и психотерапии пожилых людей : учеб. пособие. Москва ; Воронеж, 2007. 94 с.

Забелина Н. В. Технологии геронтообразования как основа социальной активности пожилых людей в современном российском обществе // Инновационная наука. 2018. № 3. С. 96–99.

Зыскина М. А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста // Педагогическое образование в России. 2013. № 2. С. 36–40.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999. 240 с.

Малкина-Пых И. Г., Лысенко И. С. Гендерная психология как основа построения системы долговременного ухода : монография. СПб., 2021. С. 119–147. 192 с.

Мосина О. А. Ресурсно-функциональная концепция геронтообразования : дис. .. д-ра пед. наук. Майкоп, 2019. 327 с.

Мосина О. А., Гонежук А. Г. Современные тенденции развития геронтообразования в России // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 2–3. С. 284–288.

Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. 2-е изд. СПб., 2000. 1019 с.

Рождественская Е. М. Новые образовательные технологии в повышении инфор­мационной компетентности и когнитивного капитала пожилых людей // Вестн. науки Сибири. 2015. № 4 (19). С. 138–146.

Сергеева Т. Б., Глуханюк Н. С., Борисов Г. И. Личностная ресурсность человека в позднем возрасте // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 480–501. http://doi.org/10.32744/pse.2023.6.28

Степанова Л. Г. Психологическое консультирование. Минск, 2017. 432 с.

Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г. Геронтопсихосоматика и возрастная психотерапия. М., 2003. 364 с.

Щанина Е. В. Интеграция пожилых людей в современный социум // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (33). С. 150–162.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.1.019

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.