Медиатекст как объект активного чтения в цифровую эпоху развития СМИ

Владимир Федорович Олешко, Виктор Викторович Гаврилов

Аннотация


В статье обозначена проблема неспособности обучающихся (школьников и студентов) к глубинному анализу художественных текстов вообще и медиатекстов в частности, к их интерпретации в рамках культурной парадигмы общества. Причина сложившейся ситуации видится в том, что утрачена мотивация к чтению печатных изданий. Цифровизация информационного пространства породила среди молодежи феномен «клипового» мышления. Молодые люди в состоянии отыскать нужную информацию, но не всегда могут сопоставить ее с другими фактами, верифицировать и на основе логических операций анализа и синтеза сделать необходимые выводы. В связи с этим необходимо в рамках сис­темы медиаобразования воспитывать деятельного / активного читателя, способного грамотно интерпретировать медиатексты и порождать собственные смыслы, опираясь на культуросообразную норму. Алгоритмы анализа такого рода текстов в отечественной методологии разработаны слабо. Одним из путей формирования активного читателя может стать использование на занятиях анализа концепто­сферы медиатекста (лингвокультурологический подход). Выделение концептов поможет читателю определить проблему медиатекста, соотнести с социокультурной нормой, создать новые смыслы в рамках ментального поля нации.
Новизной исследования можно считать предложение оценивать медиатекст с лингвокультурологических позиций. Опираясь на труды таких исследователей, как Ю. В. Казарин, Л. Г. Бабенко, В. Н. Телия и ряда других, авторы статьи приходят к выводу о том, что чтение и анализ медиатекста необходимо проводить, учитывая его соотнесенность с культурой народа, социальными установками. Выделение концептов, создание и описание концептосферы (базовый концепт и ближайшая периферия) текста позволят выявить совпадение или несовпадение культурной традиции и интенций автора. Именно такая работа может стать одним из элементов активного чтения в современных условиях, с учетом социокультурных трансформаций.
Таким образом, при активном, осознанном чтении читатель становится субъектом медиаполя, способен обогащать и даже трансформировать его.


Ключевые слова


активное чтение; медиаполе; медиатекст; концепт; концепто­сфера; концептуальный анализ; лингвокультурология; цифровизация

Полный текст:

PDF

Литература


Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста: теория и практика : учебник ; практикум. М., 2005.

Борусяк Л. Ф. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов // Вестн. обществ. мнения. 2010. № 3(105). С. 53–65.

Гаврилов В. В. Определение проблемы в тексте Единого государственного экзамена по русскому языку: концептуальный подход // Русский язык в школе. 2019. № 2. С. 35–40.

Елемесова Р. Д. Активные формы руководства чтением старшеклассников // Инфо­урок : образов. портал. URL: https://infourok.ru/aktivnie-formi-rukovodstva-chteniem-starsheklassnikov-2706029.html (дата обращения: 13.12.2023).

Как сформулировать проблему текста // КакПросто : сайт. 21.08.2011. URL: https://www.kakprosto.ru/kak-52478-kak-sformulirovat-problemu-teksta (дата обращения: 13.12.2023).

Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков // Тр. БГТУ. Сер. 4 : Принт и медиа технологии. 2018. № 2. С. 31–37.

Комельских И. П. Активные методы обучения чтению. URL: https://multiurok.ru/blog/aktivnyie-mietody-obuchieniia-chtieniiu.html (дата обращения: 13.12.2023).

Матехина О. Г. Воспитание читательской культуры студентов на примере проведения мероприятий «Читаем вместе» // Современное пед. образование. 2021. № 3. С. 61–66.

Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39–45.

Олешко В. Ф. Чтение как демократическая ценность // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 2 (138). С. 76–83.

Олешко В. Ф., Олешко Е. В. Коммуникативные ресурсы института чтения в цифровую эпоху // Журнал Белорус. гос. ун-та. Журналистика. Педагогика. 2020. № 2. С. 70–78.

Подготовка к сочинению на ЕГЭ // Инфоурок : образов. портал. URL: https://infourok.ru/przentaciya_podgotovka_k_ege._problema_teksta-358955.htm (дата обращения: 10.12.2023).

Стефановская Н. А. Чтение как духовная ценность (по итогам исследования в Липецкой и Тамбовской областях) // LIBRARY.RU : портал. URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=248 (дата обращения: 27.11.2023).

Шутан М. И. Что это за предмет такой — «русский язык и литература»? // Литература. 2016. № 1. С. 55–59.

Шутова А. В. Концептуальный анализ художественного текста как основа формирования текстовой компетенции // Вестн. ТГПУ. 2017. № 11 (188). С. 41–45.

Щеглов Д. Слушает да ест. URL: https://siapress.ru/blogs/126067-istoriya-s-yaytsami-v-rossii-kak-ocherednoe-napominanie-ob-istinnih-nastroeniyah-naroda (дата обращения: 14.12.2023).

Oleshko V., Oleshko E. Reading As a Democratic Value and Resource for the Formation of the Communicative and Cultural Memory of a Nation // Fourth International Scientific Conference Communication Trends in the Post-literacy Era: Multilingualism, Multimodality, Multiculturalism, KnE Social Sciences. 2020. P. 284–298.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.3.043

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.