Арлекинадный гротеск в творчестве Исак Динесен (на материале новелл «Поэт» и «Карнавал»)

Ольга Витальевна Томберг, Анна Александровна Косарева

Аннотация


Статья посвящена исследованию арлекинадного гротеска в новеллах датской писательницы Исак Динесен (Карен Бликсен) «Поэт» и «Карнавал». Актуальность работы обусловлена двумя факторами: 1) возрождением в настоящее время в зарубежном литературоведении интереса к эстетике комедии дель арте, а также той роли, которую она играла в искусстве XX в.; 2) ростом интереса к творчеству Динесен в отечественном литературоведении. Впервые освещено наличие арлекинадного гротеска в творчестве Динесен и его своеобразие. Показано, как увлечение Динесен итальянской народной комедией и арлекинадой, характерное для скандинавской литературы ее эпохи, выросло в особое мировоззрение и писательский стиль, синтезирующий трагическое и комическое. Раскрыты особенности арлекинадного гротеска в творчестве Динесен. Ведущим в исследовании является метод интертекстуального анализа: анализируются персонажи и сюжеты новелл на предмет их сходства с классическими образами (Арлекин, Панталоне, Коломбина и пр.) и коллизиями арлекинады (бегством влюбленных от деспотичных стариков). Выявлены особенности репрезентации сюжета арлекинады и вырастающие из них функции арлекинадного гротеска. Представленные результаты позволяют говорить о том, что арлекинадный гротеск в творчестве Динесен был реализован на персонажном и сюжетном уровне, став средством передачи мировоззрения писательницы, транслировал ее эстетические принципы и моральные установки. Также наличие арлекинадного гротеска в прозе Динесен позволяет предполагать наличие сходного приема в творчестве других скандинавских писателей и утверждает статус этой разновидности гротеска как общеевропейской.

Ключевые слова


Исак Динесен; Карен Бликсен; арлекинада; гротеск; комедия масок; комедия дель арте; скандинавская литература

Полный текст:

PDF

Литература


Бликсен К. Семь фантастических историй. СПб., 1993. URL:https://royallib.com/book/bliksen_karen/sem_fantasticheskih_istoriy.html (дата обращения: 23.03.2024).

Ломагина А. В. Пример готического превращения и проблемы традиции: «Обезьяна» К. Бликсен // Скандинавская филология. 2012. Вып. 12. С. 114–121.

Пешкова В. В. Драматургические принципы в композиции новеллы Карен Бликсен «Поэт» // Ad virum illustrem: К 70-летию Михаила Леонидовича Андреева : монография / ред.-сост. А. В. Голубков, И. В. Ершова, К. А. Чекалов. М., 2021. С. 129–139.

Brantly S. Understanding Isak Dinesen. Columbia, South Carolina, 2002.

Dinesen I. Carnival: Entertainments and Posthumous Tales. Chicago, 1977.

Green M., Swan J. The Triumph of Pierrot: the Commedia dell’Arte and the Modern Imagination. University Park (PA), 1993.

Hannah D. «Isak Dinesen» and Karen Blixen — The Mask and the Reality. N. Y., 1971.

Johannesson E. O. The World of Isak Dinesen. Seattle, 1961.

Kaaber L. Karen Blixen’s Existentialism: «Where I Ought to Be». Newcastle upon Tyne, 2023.

Kjaeldgaard L. H.. Out of Africa, into World Literature // Danish Literature as World Literature / ed. by M. R. Thomsen, D. Ringgaard. N. Y. ; L., 2017. P. 193–209.

Korovin A. The Roads Round Pisa by Karen Blixen — a Play with a Plot and a Form // Scandinavian Philology. 2022. Vol. 20, iss. 1. P. 98–110.

Langbaum R. W. Isak Dinesen’s Art: the Gayety of Vision. Chicago, 1975.

Pelensky O. A. Isak Dinesen: the Life and Imagination of a Seducer. Athens (Ohio), 1991.

Rudlin J. The Metamorphoses of Commedia dell’Arte: Whatever Happened to Harlequin? L., 2022.

Sand M. The History of Harlequinade. L., 1915. Vol. 1.

Stambaugh S.. The Witch and the Goddess in the Stories of Isak Dinesen: a Feminist Reading. Ann Arbor (Michigan), 1988.

Stecher M. T. The Creative Dialectic in Karen Blixen’s Essays: On Gender, Nazi Germany, and Colonial Desire. Copenhagen, 2014.

Straumann B. Female Performers in British and American Fiction. Berlin ; Boston, 2018.

Thurman J. Isak Dinesen: the Life of a Storyteller. N. Y., 1982.

Whissen Th. R. Isak Dinesen’s Aesthetics. Port Washington, 1973.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.3.049

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.