Реконструкция фотографических образов в романе Гейл Джонс «Sixty Lights»

Ольга Григорьевна Сидорова, Татьяна Анатольевна Полуэктова

Аннотация


Статья посвящена анализу неовикторианского романа «Sixty Lights» (2004) современной австралийской писательницы Гейл Джонс. Цель исследования — выявление роли фотографических образов, представленных в виде фотографических экфрасисов, и дальнейшее обоснование жанрового статуса романа. В центре сюжета — история становления и развития фотографии во второй половине XIX в., переплетенная с жизнью главной героини — Люси Стрэндж, ставшей профессиональным фотографом. С помощью фотографии, или «письма света» (Жан Бодрийяр), происходят познание мира и привнесение в него смыслов: реконструируя посредством видения и фотографии образы действительности (от монарших особ и членов семьи до обыденных предметов), Люси создает документы эпохи, документы памяти, предназначенные для «прочтения» будущими поколениями. В викторианской Британии фотография стала одним из ярких социокультурных символов эпохи, воплотивших в себе такие концепты, как память, смерть, идентичность и др. Использование авторами статьи методологии историко-литературного и интермедиального анализа позволило выявить жанрообразующий потенциал фотографических экфрасисов и на основе этого определить жанровую модификацию романа «Sixty Lights» Г. Джонс как фотоэкфрастический, а его вид — как роман-фотореконструкцию.

Ключевые слова


фотография; фотографический экфрасис; жанр; фото­экфрастический роман; роман-фотореконструкция; Гейл Джонс

Полный текст:

PDF

Литература


Беньямин В. Берлинское детство на рубеже веков / пер. Г. В. Снежинской ; науч. ред. А. В. Белобратова. Москва ; Екатеринбург, 2012.

Беньямин В. Краткая история фотографии. М., 2017.

Дриккер А. С., Коваль О. А. Горизонты памяти: воспоминания детства как опыт образного постижения времени в философии Вальтера Беньямина // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2021. Т. 14, № 1. С. 52–67.

Barrett B. E. Letter to Mary Russell Mitford (7 December 1843). URL: http://daguerreotypearchive.org/texts/S8430001_BARRETT_LETTER_1843-12-07.pdf (date of access: 12.03.2024).

Cadava E. Words of Light. Theses on the Photography of History. Princeton (N. J.), 1997.

Cameron J. M. Annals of My Glass House // Illuminations: women writing on photography from the 1850s to the present / ed. by L. Heron, & V. Williams. L. ; N. Y., 1996. P. 8–13.

Cook S. E. Victorian Negatives. Literary Culture and the Dark Side of Photography in the Nineteenth Century. N. Y., 2019.

Dalziell T. Gail Jones: Word, Image, Ethics. Sydney, 2020.

Dam D. van. Sea Travel and Femininity in Gail Jones’s Sixty Lights: The Female Global Citizen // Partial Answers. 2018. Vol. 16/1. Р. 109–124. https://doi.org/10.1353/pan.2018.0006

Flint K. Photographic Memory // Romanticism and Victorianism on the Net. 2009. Vol. 53. https://doi.org/10.7202/029898ar

Flint K. Literature and Photography // Late Victorian into Modern, 1880–1920 / ed. by L. Marcus, M. Mendelssohn, & K. Е. Shepherd-Barr. Oxford, 2016. P. 582–596.

Grasa del Pilar Royo М. “In Conversation with Gail Jones” // Jasal: Journal of the Association for the Study of Australian Literature. 2012. Vol. 12, № 3. URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/JASAL/article/view/9828 (date of access: 12.04.2024).

Green-Lewis J. Victorian Photography, Literature, and the Invention of Modern Memory Already the Past. L., 2017.

Jacobs L. Gail Jones’s “light writing”: Memory and the Photo-graph // JASAL. 2006. Vol. 5. Р. 191–208.

Jillett L. Constellations of Light and Image | Contemplations on Deep Space: Apparent magnitude and scale // Inner and Outer Worlds: Gail Jones’ Fiction / ed. by A. Uhlmann. Sydney, 2022. Р. 15–28.

Jones G. Five Gifts, told by Echo / Fetish Lives. Fremantle, 1997. Р. 163–176.

Jones G. Sixty Lights URL: https://100vampirenovels.net/pdf-novels/sixty-lights-by-gail-jones-free (date of access: 10.03.2024).

McMahon E. Bioluminescence: Materiality, Metaphor and Trace in Sixty Lights // Inner and Outer Worlds: Gail Jones’ Fiction / ed. by A. Uhlmann. Sydney, 2022. Р. 29–42.

Mitchell K. History and Cultural Memory in Neo-Victorian Fiction: Victorian Afterimages. Basingstoke, 2010.

Talbot H. F. The Pencil of Nature. L., 1844. URL: https://monoskop.org/images/4/4b/Talbot_H_Fox_The_Pencil_of_Nature.pdf (date of access: 18.03.2024).

Trachtenberg A. Through a Glass, Darkly: Photography and Cultural Memory // Social Research. 2008. Vol. 75, № 1. Р. 111–132. URL: https://www.jstor.org/stable/40972054 (date of access: 28.03.2024).

Williams M. R. Through the Negative: The Photographic Image and the Written Word in Nineteenth-Century American Literature. N. Y. ; L., 2003.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.3.050

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.