Всеволод Мейерхольд: авангардист и реформатор театральной культуры

Наталья Борисовна Кириллова

Аннотация


Объект исследования в данной статье — творчество выдающегося деятеля отечественной театральной культуры Всеволода Эмильевича Мейерхольда, 150-летие со дня рождения которого отмечается в 2024 г. Актер и режиссер, педагог и теоретик, он оставил неизгладимый след в истории театрального искусства XX в., поиски и открытия которого стали достоянием не только российской, но и мировой художественной культуры. Рассматривая проблемы эволюции творчества Мейер­хольда (от эстетики символизма до театра социальной маски и синтетического театра), автор акцентирует внимание на различных явлениях его художественного наследия, одни из них так и остались экспериментами, а другие послужили основой развития новой театральной системы.

Ключевые слова


Мейерхольд; культура Серебряного века; авангард; эстетика символизма; выразительность маски; условный театр; ТИМ; синтетический театр; биомеханика; театр социальной маски

Полный текст:

PDF

Литература


Алперс Б. В. Театр социальной маски. М. ; Л., 1931.

Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. М., 1968.

Встречи с Мейерхольдом : сб. воспоминаний / ред.-сост. Л. Д. Вендровская. М., 1967.

Гвоздев А. А. Театр имени Вс. Мейерхольда (1920–1926). Л., 1927.

Евреинов Н. Н. История русского театра. М., 2019.

Злотникова Т. С. Цивилизационный и ментальный дискурсы русского театра как кода идентичности // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16, № 1. С. 4–15.

Ильинский И. Сам о себе. М., 1973.

Кириллова Н. Б. Роль маски в концепции условного театра Всеволода Мейерхольда // Кириллова Н. Б. Культ маски: исторический контекст. Екатеринбург, 2020. С. 128–141.

Лесакова Н. И. Пограничность искусств в творчестве Вс. Мейерхольда // Ярослав. пед. вестн. 2016. № 2. С. 236–240.

Матвиенко К. Всеволод Мейерхольд и кино: от «Портрета Дориана Грея» к «Лесу» // Вопр. театра. 2009. № 1–2. С. 285–301.

Мейерхольд В. О Театре. СПб., 1913.

Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы : в 2 ч. М., 1968. Ч. 1.

Мейерхольд В., Бонди Ю. Балаган // Любовь к трем апельсинам. 1914. № 2. С. 24–33.

Пави П. Словарь театра : пер. с фр. / под ред. К. Э. Разлогова. М., 1991.

Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.

Рудницкий К. Л. Мейерхольд. М., 1981.

Рудницкий К. Л. Русское режиссерское искусство: 1908–1917. М., 1990.

Тихвинская Л. Интермедии Доктора Дапертутто // Театр. 1988. № 3. С. 119–123.

Февральский А. В. Станиславский и Мейерхольд // Тарусские страницы / сост. Н. Оттен. Калуга, 1961. С. 289–291.

Чехов М. Постановка «Ревизора» в Театре им. В. Э. Мейерхольда //

Чехов М. Литературное наследие : в 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 89–93.

Щербаков В. По обе стороны маски // Театр. 1990. № 1. С. 59–68.

Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссером // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. : в 6 т. М., 1964а. Т. 1. С. 97–104.

Эйзенштейн С. М. Монтаж аттракционов // Эйзенштейн С. М. Избр. произв. : в 6 т. М., 1964б. Т. 2. С. 269–273.

Эйзенштейн С. М. О Мейерхольде // Эйзенштейн С. М. Мемуары : в 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 301–305.




DOI: https://doi.org/10.15826/izv1.2024.30.3.052

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.